Комментарий ARRC: Что может рассказать книга “Rage” (Ярость) о ситуации на Корейском полуострове?

Комментарий ARRC: Что может рассказать книга “Rage” (Ярость) о ситуации на Корейском полуострове?

 

15 сентября в свет вышла книга «Ярость» (Rage) известного американского журналиста издания «WashingtonPost» Боба Вудворда, посвящённая президентству Дональда Трампа. Основой для неё послужили материалы 18 интервью с американским лидером. Часть книги посвящена событиям 2017-2018 гг., когда ситуация вокруг Корейского полуострова динамично изменялась от угрозы полномасштабного военного конфликта между США и КНДР до перспектив подписания сторонами мирного договора и нормализации отношений. При этом изложенные детали открывают неизвестные ранее подробности, которые раскрывают их новые грани. Мы резюмировали те моменты книги, которые описывают ситуацию на Корейском полуострове. 

Сеул – заложник в игре на обострение между США и КНДР 

Период с июля по сентябрь 2017 г. стал для Корейского полуострова и американо-северокорейских отношений самым напряжённым. 4 июля, в День независимости США КНДР провела первое испытание новой межконтинентальной баллистической ракеты «Хвасон-14», что вызвало резко негативную реакцию американской стороны. В ответ Вашингтон провёл ракетные стрельбы, которые несли руководству Северной Кореи вполне конкретный посыл. Одна из запущенных США тактических ракет типа ATACMS пролетела расстояние в 299 км в сторону Японского моря. Такая дальность была выбрана намеренно. Если траекторию её пуска переложить северо-западное направление, то конечной точкой полёта окажется северокорейский полигон, с которого был запущен «Хвасон-14». Известно, что на испытании МБР лично присутствовал Ким Чен Ын. Таким образом Д. Трамп посылал северокорейскому лидеру вполне однозначный сигнал о наличии у США реальных возможностей для его ликвидации.
Однако это не было воспринято и стороны продолжили игру на обострение. Пик напряжённости пришёлся на сентябрь 2017 г., после того как КНДР последовательно испытала несколько ракет различных типов («Хвасон-14», «Хвасон-12» и др.), а также провела шестое ядерное испытание.
США, в свою очередь, направили около 20 боевых самолётов, среди которых были стратегические бомбардировщики B-1BLancer, в район Северной разграничительной линии (NLL). Они максимально близко приблизились к воздушному пространству КНДР и провели провокационные манёвры с имитацией нанесения удара по её территории, что вызвало резкий всплеск беспокойства в Сеуле.
Руководство Южной Кореи в срочном порядке созвали Совет национальной безопасности, а после по различным каналам выразили США свой протест, в котором выступили с критикой столь опасных и нескоординированных действий. Подобное поведение говорит о том, что Д. Трамп принял решение «повысить ставки» в «политическом покере» с Ким Чен Ыном самостоятельно, без согласования с Мун Чжэ Ином.
Таким образом, Республика Корея, один из ключевых американских союзников в регионе, фактически оказалась в ситуации заложника, судьба которого зависела исключительно от воли и здравого смысла американского и северокорейского руководителей. Кроме того, это был удар по политическому престижу президента РК Мун Чжэ Ина, который в августе 2017 г. заявлял «о невозможности начала США боевых действий против КНДР без согласия Р. Корея».

План ядерной войны 

Расхождения в оценках США и РК присутствуют и в отношении возможности нанесения ядерного удара по КНДР. Согласно приведённым в книге фактам, делающим отсылку к представителям американского оборонного ведомства и экспертного сообщества, подобный сценарий развития событий рассматривался в Вашингтоне в 2017 году как вполне реальный.

Так, в ответ на возможный запуск Северной Кореей межконтинентальной баллистической ракеты в сторону США Д. Трамп делегировал Дж. Мэттису, занимавшему в то время пост министра обороны, полномочия принимать самостоятельное решение о её перехватеПредполагалось, что в ответ на это Пхеньян, обладающий 20-30 ядерными боеголовками, может предпринять массированную ракетную атаку, в т.ч. с использованием ядерных средств нападения. В целях её предупреждения американскими военными был разработан план превентивного ядерного удара по КНДР с задействованием 80 единиц оружия.

В книге приводятся воспоминания, рассуждения и переживания Мэттиса по этому поводу, которые позволяют говорить о том, что он считал вероятность получения подобного приказа достаточно высокой.

Более того, соответствующие изменения были в одностороннем порядке внесены США в оперативный план действий OPLAN 5027, которые также предусматривали возможность стратегической ядерной бомбардировки Северной Кореи в случае атаки ею РК.

Официальный Сеул отвергает вышеизложенное, ссылаясь на неверно выполненный перевод. Однако, как представляется, это является скорее попыткой южнокорейской стороны «сохранить лицо», чтобы не выглядеть «государством с ограниченным суверенитетом».

«Корейская миссия» ЦРУ и её цели 

По информации автора книги БобаВудворда, инициатором создания миссии(он же центр) ЦРУ в Республике Корея выступил отставной кадровый американский разведчик Эндрю Ким, долгое время занимавшийся КНДРИменно он предложил М. Помпео, в то время занимавшему пост директора ЦРУ, объединить под одной крышей квалифицированных специалистов, которые бы занимались секретными операциями, агентурной работой, сбором и анализом информации по Северной Корее. В последующем он же и возглавил вновь созданную структуру. При этом главной целью миссии американской разведки в РК было свержение Ким Чен Ына и смена власти в КНДР. Соответствующую операцию на случай поступления такого приказа от Д. Трампа планировал и готовил Э. Ким.

Американский воинский контингент в РК 

За всё время личных встреч госсекретаря США Майка Помпео с председателем Госсовета КНДР Ким Чен Ыном последний ни разу не поднял вопрос американского военного присутствия на Корейском полуострове. Скорее наоборот, у представителей США сложилось впечатление о косвенной заинтересованности руководителя Северной Кореи в его сохранении. Исходя из этого выдвинуто предположение, согласно которому Пхеньян рассматривает контингент США в РК в качестве средства сдерживания КНР.
В то же время, в книге говорится о том, что Дональд Трамп готовил приказ о выводе американского контингента из РК в случае, если Сеул откажется от повышения своей доли расходов на его пребывание.

Окружение Ким Чен Ына 

Автор «Ярости» приводит некоторые любопытные детали встреч высокопоставленных представителей США и КНДР, позволяющие охарактеризовать лиц, входящих в ближайшее окружение северокорейского лидера.
В частности, сестру Ким Чен Ына Ким Ё Чжон и его супругу Ли Соль Чжу. Первая в ходе рабочих переговоров отличалась строгостью и дисциплиной. Выступала в качестве значимой и важной личной помощницы главы государства, координировавшей его повседневную деятельность и протокольную часть мероприятий. Но при этом она никогда не переступала черту и не демонстрировала свою близость к брату, к которому она обращалась только как «великий руководитель» и «верховный руководитель». Уже тогда это говорило о её высоком неофициальном статусе в политической иерархии КНДР, а также о наличии необходимых для этого личных качеств.
Ли Соль Чжу, наоборот, может позволить себе то, что в Северной Корее непростительно никому. Так, в мае 2018 года М. Помпео и Э. Ким посетили Пхеньян, где провели встречу с Ким Чен Ыном. Когда тот за ужином закурил сигарету Эндрю Ким в надежде, что это будет воспринято как дружеское отступление, сделал шутливое замечание, что это вредно для здоровья. В этот момент присутствовавшие на переговорах заместитель председателя Трудовой партии Кореи Ким Ён Чхоль и Ким Ё Чжон буквально застыли в ожидании ответа лидера КНДР, поскольку такие высказывания в его адрес – чрезвычайно грубый поступок. Ситуацию разрядила Ли Соль Чжу, заявившая: «Всё верно говорите, я тоже своему мужу постоянно твержу о вреде курения».

Ким и Трамп 

Межличностные взаимоотношения лидеров двух стран показаны как достаточно доверительные. Так, приведены слова Д. Трампа, согласно которым глава КНДР в общении с ним был предельно откровенен. Якобы, Ким Чен Ын рассказывал президенту США многие аспекты «внутриполитической кухни» Северной Кореи, в частности, касающиеся подробностей и обстоятельств казни Чан Сон Тхэка. При этом Трамп всячески подчёркивает свою исключительность и уникальность в глазах Кима – «у нас с ним возникла «химия», «я единственный, с кем рядом он улыбается» и т.п.  Основной посыл - именно благодаря его усилиям и налаживанию хороших межличностных отношений с северокорейским руководителем была ликвидирована угроза масштабного военного конфликта.

Внимание акцентировано на том, что в общении друг с другом главы двух государств активно используют элементы лести. Ким Чен  Ын, вероятно, пытаясь сыграть на самолюбии и тщеславии Трампа, обращается к нему «ваше превосходительство». Последний, в свою очередь, отвечает ему взаимностью, многократно выражая восхищение  умственными способностями и талантами руководителя КНДР.

Заключение 

Очевидно, что выход книги имеет непосредственное отношение к предстоящим в ноябре выборам президента США и представляет собой попытку дискредитировать Дональда Трампа и его политику на северокорейском направлении по целому ряду моментов. Основные претензии автора в адрес Трампа можно тезисно представить в следующем виде:

- серия личных встреч президента США с главой КНДР обеспечила предоставление Ким Чен Ыну необходимого международного политического статуса и легитимности, к которым тот давно стремился;

- путём лести и политических заигрываний с Трампом северокорейский руководитель добился от США уступок в виде отмены совместных американо-южнокорейских военных учений, не дав ничего существенного взамен;

- политика действующей американской администрации привела лишь к наращиванию Пхеньяном своего ядерного потенциала и совершенствованию ракетного вооружения;

- лидер США ставит под угрозу военно-политический альянс с РК, демонстрируя пренебрежительное и потребительское отношение к одному из своих основных союзников в регионе;

- в угоду своим политическим амбициям Трамп готов идти на необоснованный риск и крайнее обострение ситуации вокруг КНДР, доводя её до угрозы реального военного конфликта.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.