Анализ ситуации: Новый план развития армии показывает стратегические цели Сеула

Анализ ситуации: Новый план развития армии показывает стратегические цели Сеула

 

В августе министерство обороны Республики Корея представило среднесрочный план развития вооружённых сил странырассчитанный на 2021-2025 гг. В документе запланированы масштабные траты на оборону – более 255 млрд. долларов. Судя по заложенным целям, Южная Корея намерена значительно усилить свои войска, повысить их самостоятельность, а также ответить на новые угрозы со стороны КНДР. 

Основные направления плана 

В документе обозначены основные векторы совершенствования военной политики,потенциала и боеспособности армии и различных родов войск.

Среди них:

- кардинальное расширение возможностей ведения технической разведки, сбора сигнальной и визуальной информации;

- формирование комплексной и многоэшелонной системы защиты и предупреждения о нападении;

- разработка новых видов оружия;

- модернизация состоящих на вооружении образцов, изменение системы воинской службы.

Всего на эти нужды предусмотрено выделение в течение следующих пяти лет 300,7 трлн. вон, из которых 100,1 трлн. будет направлено на повышение обороноспособности, а 200,6 трлн. – на управление боеспособностью вооружённых сил. Среднее ежегодное увеличение расходов на оборону составит 6,1%. К 2025 году военный бюджет РК должен сравняться с японским, достигнув объёма в 67,6 трлн. вон. При этом южнокорейская по своей мощи станет 6-й в мире.

Предупреждён: глаза и уши – разведка 

Одной из ключевых задач, стоящих перед Р. Корея, является обеспечение своими силами круглосуточного спутникового мониторинга и контроля пространства Корейского полуострова в режиме реального времени. Для этого к 2025 году Сеул намерен сформировать на низкой околоземной орбите сеть спутников стратегического значения, в состав которой войдут пять военных разведывательных аппаратов и серия сверхмалых (до 100 кг) спутников формата «CubeSat».

Предпосылки для этого уже сформированы за счёт пересмотра американо-южнокорейских договорённостей в сфере ракетных технологий, в рамках которых с РК были сняты ограничения на использование твёрдого ракетного топлива в целях развития гражданской космической программы. При этом разведывательное назначение запускаемых космических аппаратов достаточно легко скрыть за оговоркой «двойное назначение».

На тактическом уровне систему технической разведки планируется дополнить средневысотными беспилотными летательными аппаратами.

Защищён: Системы защиты и предупреждения о нападении 

С учётом перманентного фактора угрозы атаки со стороны КНДР Южная Корея стремиться к обладанию многоуровневой эшелонированной системой противовоздушной и противоракетной обороны (KAMD). В этой связи значительное внимание уделяется расширению возможностей обнаружения и перехвата ракет на различных этапах их траектории.

Для решения указанных задач планируется дополнительно установить РЛС раннего обнаружения баллистических ракет и увеличить число эсминцев, оснащённыхсистемой «Иджис».

Кроме того, на ближнем рубеже обороны (нижняя точка конечного участка траектории полёта ракет) будут развернуты комплексы ПВО «Пэтриот» в модификации PAC-3, а также  ракетные  системы средней дальности класса «земля-воздух» «Чхольмэ- 2», которые должны быть приняты на вооружение в конце 2020 года.

Потенциал дальнего эшелона защиты предполагается укрепить за счёт поставок управляемых ракет-перехватчиков морского базирования класса SM-3 (задействуются на промежуточном участке полёта ракеты) и начала массового производства комплексов ПРО большой дальности L-SAM (предназначены для перехвата ракет в верхней точке конечного участка их траектории).

В дополнение к компонентам системы противоракетной обороны Сеул намерен приступить к разработке и к 2030 году поставить на вооружение собственную тактическую систему ПВО, выступающую аналогом израильского комплекса «Железный купол» (IronDome). Её задачей станет защита столичного региона страны от возможного удара северокорейской дальнобойной артиллерии и РСЗО, развёрнутых в районе ДМЗ.

Вооружён: авианосец, подлодки, ракеты и новые истребители 

Республика Корея хочет существенно расширить доступные ей военные горизонты, замахнувшись на получение стратегических наступательных типов вооружений. Так, к 2030 году ВМС Южной Кореи должны получить лёгкий авианосец водоизмещением 30 тыс. тонн, несущий на борту около 10 новейших истребителей вертикального взлёта F-35B. Со следующего года начнутся проектировочные работы. Предполагается, что он станет флагманом флота и при необходимости будет выполнять функции мобильного морского командного пункта группировки кораблей.

Также заявлено о планах строительства подводных лодок следующего поколения типа «Чанбого – 3» водоизмещением 3600 и 4000 тонн, способных нести на борту баллистические ракеты. Фактически, это является симметричным ответом на программу КНДР по созданию собственной подлодки, оснащённой БРПЛ «Пуккыксон-3». Проект РК будет оснащён дизельной силовой установкой. Однако, судя по косвенным признакам, нельзя исключать варианта, при котором уже на этапе проектирования в конструкцию будет заложена потенциальная возможность монтажа ядерного реактора – на перспективу.

Идея обладания атомной подводной лодкой не нова и её разделяют как представители правящих сил, так и оппозиции. Единственным возможным препятствием служит американо-южнокорейское соглашение о контроле за экспортом ядерных технологий, налагающее на Сеул ряд существенных ограничений. В частности, Южной Корее запрещено обогащать уран и перерабатывать ядерное топливо в военных целях. Однако, как показывает практика двусторонних договоров в ракетной сфере, гипотетически в определённый момент оно может скорректировано в нужную РК сторону.

К 2026 году планируется начать массовое производство истребителя поколения 4++KF-X собственной разработки. Он должен прийти на смену морально и физически устаревшим самолётам F-4 и F-5 и стать основной боевой машиной ВВС в дополнение к закупленным у США F-35A.

Ещё одним значимым аспектом плана выступаетколичественное и качественное совершенствование потенциала ракетного вооружения Южной Кореи. Сеул уже несколько лет предпринимает вполне конкретные усилия в данном направлении. В частности, в ходе пересмотра соответствующего соглашения между США и РК последовательно увеличиваются допустимые дальность полёта и масса боевой части южнокорейских ракет.

В текущем году Р. Корея провела несколько тестовых запусков баллистической ракеты типа «Хёнму-4», способной доставить боевую часть весом до 2 тонн на расстояние в 800 км. Её разработка велась с 2017года, сразу после снятия ограничений на вес боеголовок. Вероятно, работа над её совершенствованием будет вестись с акцентом на улучшение точности, надёжности и разрушительной способности. Нельзя исключать, что она станет платформой для развития боевых ракет следующего поколения, которые будут обладать большей дальностью полёта в диапазоне 1000-1500км.

Документ также предписывает уделить приоритетное внимание разработкам малогабаритных дронов, разведывательных и многоцелевых беспилотных машин.

ВВС РК планируют модернизировать состоящие на вооружении истребители KF-16 и F-15K, составляющие их основу, путём оснащения самолётов РЛС с активной фазированной антенной решёткой собственной разработки, что существенно повысит их боевые возможности.

Служба станет более комфортной для солдат 

Планом предусмотрено изменение структуры воинских подразделений в плане сокращения их численности, что будет компенсировано оснащением высокотехнологичным оборудованием и вооружением. Вырастет присутствие гражданского обслуживающего персонала. Это позволит планомерно повышать денежное довольствие рядового состава вооружённых сил, а также улучшить условия несения службы. Так, ежемесячный доход капрала к 2022 году вырастет с нынешних 405700 вон до 676000 вон, а к концу 2025 г. составит 963000 вон. С солдат будут сняты некоторые обязанности, не связанные с военной подготовкой (уборка и пр.), которыми займётся гражданский персонал.

Основные цели плана развития Вооруженных сил Республики Корея 

Как представляется, одной из основных целей плана среднесрочного развития вооружённых сил Южной Кореи 2021-2025 гг. является подготовка страны к передаче от США прав оперативного командования в военное время (OPCON).

В данном вопросе ключевую роль играют средства спутниковой разведки. В настоящее время РК таковыми не располагает, в связи с чем вынуждена полагаться на американскую сторону. Наличие собственной сети разведывательных спутников сформирует новый канал сбора технической информации о Северной Корее, повысит оперативность реагирования на изменение ситуации или возможную угрозу со стороны КНДР за счёт её раннего обнаружения, а также снизит уровень зависимости вооружённых сил страны от США. Дальнейшее её развитие обеспечит Южной Корее самостоятельные возможности для контроля объектов стратегической значимости на территории КНДР, таких как предприятия и комплексы ракетно-ядерной программы, мобильныепусковые установкиракет,базы подводных лодок и т.п.

Расширение потенциала национальной системы ПВО/ПРО Сеулом обусловлено курсом Пхеньяна на совершенствование своего ракетного вооружения (тактическая ракета KN-23, РСЗО калибром 400 мм и 600 мм) и необходимостью реагирования на угрозу ракетно-артиллеристского удара со стороны Северной Кореи.Ожидается, что реализация предусмотренных в плане мер позволит вдвое увеличить возможностиобнаружения ракет противника, а также повысит эффективность их перехвата за счёт эшелонированности и троекратного роста числа ракет-перехватчиков.

Обретение Республикой Корея таких наступательных ударных средств как лёгкий авианосец и подводные лодки с БРПЛ на борту позволитСеулу в определённой мере заменить участие Вашингтона в возможномвоенном конфликте с Пхеньяном. В периоды обострения ситуации на Корейском полуострове США использовали именно авианосные группировки и подлодки с крылатыми ракетами на борту в качестве ключевой составляющей «игры мускулами», намекавшей на вероятное нанесение удара.

Южнокорейской стороне нельзя сбрасывать со счетов и планы КНДР по созданию собственной подлодки, оснащённой ракетами «Пуккыксон – 3», работы над которой на верфи Синпхо близки к завершению. Проект ПЛ Р. Корея– симметричный ответ северокорейской стороне, а гипотетическая возможность установки на него ядерной силовой установки – существенный задел на будущее развитие ВМФ.

Планывоенного руководства страны сконцентрировать усилия кадрового состава вооружённых сил на военной подготовке должныпривести к ростуих боеготовности и эффективности. А повышение денежного довольствия и развитие социальной инфраструктуры армии повысит привлекательность и укрепит престиж военной службы.

Вливание государством значительных объёмов денежных средств в военно-промышленный сектор окажет положительное стимулирующее воздействие на экономикустраны, испытывающую известные трудности. За счёт госзаказов будет обеспечена дополнительная загрузка производственных мощностей, обеспечены рабочие места.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.