Комментарий ARRC:  Япония и США активизируют сотрудничество в сфере противоракетной обороны

Комментарий ARRC: Япония и США активизируют сотрудничество в сфере противоракетной обороны

 

     Прошедшие в конце ноября 2022 года совместные японо-американские учения по противоракетной обороне (ПРО) стали очередным подтверждением развития взаимодействия военных двух стран в данной сфере. В контексте деградации отношений с Пекином и Москвой как Токио, так и Вашингтона, а также явно провозглашённым намерением по противодействию возможным угрозам со стороны Пхеньяна такие мероприятия способны вызвать ответную реакцию и в итоге негативно отразиться на безопасности в АТР.

Совместные действия

     Состоявшиеся во второй половине ноября 2022 г. манёвры в морском районе недалеко от Гавайских островов получили название «Испытательный пуск номер 7» и проводились в тесном сотрудничестве с ВМС США в целях проверки способности новых противоракет «Стандарт-3» серии IIA (SM-3 Block IIA) по поражению баллистических ракет средней и меньшей дальности (от 500 до 5500 км). Агентство противоракетной обороне США 21 ноября 2022 года сообщило о планируемых двух испытательных запусках с кораблей Морских сил самообороны (МССО) Японии. Мишень, имитирующая боевую часть ракеты средней дальности, была успешно поражена современной противоракетой с эсминца «Майя». При этом корабль применил такую систему вооружения впервые. «Хагуро» запускал ракеты предыдущих версий SM-3 Block IB и SM-2 Block IIIB для уничтожения условных тактической и крылатой ракет, согласно сценарию учений. Важной частью испытаний стало использование кораблями системы совместного взаимодействия (Cooperative Engagement Capability), когда один выполняет функции обнаружения и целеуказания, а второй – поражает цель.

     По заявлению штаба МССО Японии, «Испытательный пуск номер 7» стал важным шагом в развитии сотрудничества с США в области ПРО. Примечательно, что сама ракета-перехватчик SM-3 Block IIA является совместной разработкой американской компании «Рэйтеон» и японской «Мицубиси». Отличительной особенностью изделия от предыдущих модификаций стали больший диаметр, улучшенные показатели манёвренности, усовершенствованные система наведения и боевая часть кинетического действия. При этом ряд компонентов американцы приобретают у японских союзников

Япония делает ставку на морской компонент ПРО

     Ранее в Токио настаивали на развёртывании на территории Японии двух комплексов «Иджис эшор» сухопутного базирования. Категорически против стационарных пусковых установок противоракет, подобных уже развёрнутым американцами в Румынии и Польше, выступают Москва и Пекин. Согласно аргументам российских и китайских военных, универсальная пусковая установка Mk41, используемая в данном комплексе, способна производить пуски крылатых ракет большой дальности, а в перспективе и гиперзвуковых, что нарушает баланс сил в регионе и вынуждает принимать ответные меры. Ввиду нежелания подвергать потенциальной опасности гражданское население и под давлением общественности японские власти в 2020 году приостановили работы на данном направлении в пользу развития морского компонента ПРО.

     В составе Морских сил самообороны уже имеются восемь ЭМ УРО с системой «Иджис», способные выполнять задачи противовоздушной и противоракетной обороны. В планах Токио также постройка к 2029 год двух крупных специализированных кораблей ПРО, оснащённых мощными радиолокационными системами. Корабли водоизмещением порядка 20 тысяч тонн и длиной 210 метров, помимо ракет-перехватчиков, также смогут нести ракеты ПВО «Стандарт-6» и крылатые ракеты «Тип 12». Подобный набор боеприпасов позволит перспективным кораблям поражать надводные и наземные цели на удалении до 450 км, воздушные – 250 км, а также осуществлять функции тактической ПРО.

     Следует учитывать и то, что согласно планам Токио в военной сфере и заявлениям руководства страны, предполагается в ближайшее время придать Силам самообороны возможности нанесения превентивных ракетных ударов. В этом свете, модернизированные крылатые ракеты смогут поражать цели на глубине до 1 500 км. Некоторые сложности наблюдаются с ракетами SM-6, поскольку испытания американскими ВМС в мае-июле 2021 года выявили недостаточную надёжность и точность оружия. Тем не менее новые ракетные корабли способны существенно усилить также и наступательный потенциал страны восходящего солнца. Это хотя и противоречит духу действующей Конституции, но в свете оснащения ударным ракетно-бомбовым вооружением палубных самолётов F-35, а также планов по приобретению к 2027 году американских ракет «Томагавк» морского базирования уже стало тенденцией.

«Говорим – Северная Корея, подразумеваем также и Китай»…

     Вполне вероятно, что американо-японские учения по ПРО проводились во многом с учётом беспрецедентной в 2022 году активности КНДР по запуску ракет различных типов. Хотя действительный потенциал северокорейских сил сдерживания до конца не ясен, в Вашингтоне и Токио предпочитают действовать на упреждение и наращивать возможности по противодействию данной угрозе. Согласно заявлению по результатам переговоров премьер-министра Японии Фумио Кисиды с главой Индо-Тихоокеанского командования ВС США Джоном Аквилино, состоявшихся в октябре 2022 года, в условиях ухудшения международной обстановки в АТР, сопровождающейся непрерывными испытаниями Пхеньяном ракетного оружия, необходимо действовать быстро и скоординировано. В августе 2022 года в трёхсторонних военных учениях Pacific Dragon, где также отрабатывались задачи обнаружения и перехвата баллистических ракет, принимали участие и боевые корабли ВМС Республики Корея.

     Однако помимо декларируемой северокорейской угрозы в Токио явно обеспокоены и ростом возможностей Народно-освободительной армии Китая. В августе 2022 года несколько китайских баллистических ракет, по заявлению штаба Сил самообороны Японии, упали в японской исключительной экономической зоне недалеко от восточного побережья острова Тайвань. При этом, ранее кабинет Кисиды объявлял о планах развёртывания дополнительных сил и средств на южном архипелаге Нансэй. Главная цель – обеспечение безопасности островов Сэнкаку и окружающего района Восточно-Китайского моря, а также содействие обороне Тайваня в случае вторжения с материка. Бесспорно, такие формулировки и намерения в Пекине воспринимаются как прямая и явная угроза китайским интересам в регионе. В связи с этим, НОАК наращивает активность действий ВМС и ВВС вокруг Японских островов и в западной части Тихого океана. Неизменно следует ожидать и новых испытаний китайцами ракетного оружия в качестве демонстрации бесперспективности совместных японо-американских инициатив в военной сфере.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.