Комментарий ARRC:  АСЕАН пытается остаться вне блоков и конфронтации

Комментарий ARRC: АСЕАН пытается остаться вне блоков и конфронтации

 

     Саммит АСЕАН, прошедший в Пномпене 12-13 ноября 2022 года, открыл череду очных встреч лидеров со времени начала пандемии COVID-19. Помимо глав государств или правительств стран Юго-Восточной Азии в работе также приняли участие представители США, Китая, Республики Корея, Японии, России и других стран. Центральными темами мероприятия стали американо-китайское соперничество, а также внутриполитический кризис в Мьянме. Несмотря на то, что итоговой декларации подписать не удалось, АСЕАН всё же смогла продемонстрировать свою относительную независимость и наличие собственного мнения по ключевым мировым проблемам.

Между Сциллой и Харибдой

     По словам премьер-министра председательствовавшей на нынешнем саммите Камбоджи Хун Сена, за время пандемии, а также в период значительных геополитических изменений современный мир показал свою хрупкость и разрозненность. Потому все страны-участницы АСЕАН должны стремиться к достижению целей устойчивого развития, определённых ООН. Представители министерства иностранных дел и международного сотрудничества Камбоджи отметили, что вопросы регионального развития в Юго-Восточной Азии крайне тесно увязаны с китайско-американскими отношениями. Однако желательным для всех стран ЮВА является поиск новых партнёров и расширение форматов сотрудничества, а не поддержка какой-либо из сторон.

   Камбоджийские официальные лица подчеркнули, что участники АСЕАН остаются равноудалёнными от противоречий между Пекином и Вашингтоном, в том числе и торгово-экономического характера. В частности, государства ЮВА не намерены вмешиваться в ситуацию с ограничением американской стороной поставок в КНР высокотехнологичной электронной продукции, в том числе микрочипов. Главным образом, это объясняется тем, что для региона именно американские IT-гиганты остаются главным источником инноваций и передовых технологий. Вместе с тем примечательно, что, например, малайзийские, тайские и вьетнамские компании в ряде случаев выступают посредниками или «параллельными импортёрами» продукции, попавшей под ограничения, в Китай и даже в Россию. Вероятно, интересы бизнеса зачастую важнее декларируемых политических целей.

     Согласно данным Торгового представительства США при АСЕАН, страны ЮВА в совокупности являются четвёртым по величине торговым партнёром Соединённых Штатов с оборотом около 400 млрд долл. в год. По информации китайских органов статистики, КНР в течение 13 последних лет стабильно занимает первую строчку в рейтинге главных экспортёров и импортёров для государств региона. Только за 7 месяцев 2022 года объём операций составил почти 550 млрд долл. При этом АСЕАН имеет соглашения о свободной торговле и с США, и с КНР, формально пользуясь равными правами в обоих случаях. Отмечались инциденты, когда и Вашингтон, и Пекин пытались надавить на правительства некоторых стран ЮВА для получения односторонних преимуществ. Однако в последнее время конкурентная борьба становится более благопристойной, так как и американцы, и китайцы стараются использовать скорее средства вовлечения, чем запугивания и шантажа.

Путь АСЕАН

   Успехом политики Вашингтона в регионе можно назвать подписание соглашения о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между АСЕАН и США. Белый дом уже назвал это беспрецедентным расширением сотрудничества и доверия, однако в странах-членах организации комментарии были более сдержанными во многом из-за нежелания нервировать Пекин. Тем не менее содержание соглашения можно отнести скорее к дипломатическим достижениям АСЕАН. Фактически, в документе нет ни слова о вопросах безопасности, военного взаимодействия, территориальных спорах. Особое внимание уделено таким аспектам как здравоохранение, транспорт, права и возможности для женщин, охрана природы, изменение климата и эффективная энергетика. Политики из стран ЮВА, избегая вовлечения в конфронтацию, подтолкнули Вашингтон к развитию сотрудничества именно по темам так называемой мягкой безопасности (soft security), которые к тому же имеют существенную социальную и экономическую значимость для региона.

     Страны АСЕАН также активно продвигают идею подписания многостороннего Договора о дружбе и сотрудничестве. Сегодня членами соглашения являются уже 50 стран. Последней на данный момент подписавшей стороной стала Украина. Вместе с тем этот факт сложно назвать победой Киева.  Документ выдержан полностью в духе ASEAN Way, в основе которого лежат принципы невмешательства во внутренние дела других стран, а также неприемлемости использования силы или угрозы силой в отношениях между суверенными государствами.

      Достаточно интересной с точки зрения содержания является принятая в Пномпене Декларация о приоритетах подхода АСЕАН к Индо-Тихоокеанскому региону. Документ признаёт наличие тесного сотрудничества всех членов организации по созданию открытой и инклюзивной региональной архитектуры в ИТР. Тем не менее в АСЕАН полагают данный процесс возможным только при опоре на Устав ООН. Конвенцию ООН по морскому праву, а также базовые документы АСЕАН, включая Договор о дружбе и сотрудничестве. Данная точка зрения в корне отличается от американского видения, где в центре лежит порядок, «основанный на правилах» (rules-based order). При этом члены организации приглашают к взаимодействию все страны бассейнов Тихого и Индийского океанов к равноценному сотрудничеству. Среди приоритетов называются сферы, указанные ещё в 2021 году в «Подходах АСЕАН к ИТР» (ASEAN Outlook on the Indo-Pacific). Взаимодействие на море подразумевает мирное разрешение конфликтов и споров, свободу навигации, совместную борьбу с преступностью, сбережение природных ресурсов и охрану окружающей среды. Под связанностью (connectivity) понимается развитие транспортных маршрутов и схем, отсутствие дискриминации при движении грузов, упрощение процедур и слияние проектов в сфере коммуникаций, реализуемых различными странами, в единую сеть. Примечательно, что члены организации предлагают рассматривать АТР и ИТР как единый, связанный регион, где именно АСЕАН находится в центре, объединяя обширные морские пространства, предлагая диалог вместо соперничества и равноценное развитие.

      В принятом на нынешнем саммите Совместном заявлении относительно 20-летия Декларации о кодексе поведения сторон в Южно-Китайском море также не содержится обвинений в адрес Пекина или Вашингтона, а только пожелания к скорейшему согласованию позиций и неизменному уважению, прежде всего, интересов стран региона.

Камни преткновения

     Чрезвычайно показательно, что западные СМИ практически не уделили внимание Саммиту АСЕАН и Восточноазиатскому саммиту, сконцентрировавшись исключительно на освещении работы президента Байдена.  Однако и здесь результаты можно назвать довольно скудными. В частности, на полях АСЕАН американский лидер провёл переговоры с премьер-министром КНР Ли Кэцяном, что предварило последовавший позже уже на G20 диалог Байдена с Си Цзиньпином. По заявлению Белого дома, президент США твёрдо настаивал на соблюдении Пекином принципа свободы судоходства и воздушного движения в зонах Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей и заявил о намерении решительно выступить против нарушений руководством КНР прав человека. При этом, Байден тут же отметил, что Вашингтон намерен не соперничать, а открыто конкурировать с Пекином. Однако конкуренция всё же должна предусматривать скорее более выгодные предложения, чем у оппонента, нежели беспочвенные обвинения, на что американцы, вероятно, ещё не способны.

     Среди сложных вопросов, из-за которых во многом в Пномпене так и не удалось принять итоговой декларации следует выделить отношения коллективного Запада с Россией, а также позицию относительно внутреннего конфликта в Мьянме. Представители Нейпьидо не были приглашены на мероприятие, так как участие страны в организации временно приостановлено после военного переворота в феврале 2021 года. Вместе с тем на полях саммита звучали мнения, что в случае начала мирного урегулирования Мьянма сможет вернуться к работе в формате АСЕАН, «если того потребует ситуация».

     Страны АСЕАН предпочли не вмешиваться в ситуацию на Украине, включая «зерновую сделку», несмотря на активность американских, европейских и украинских представителей. Вероятно, из-за протеста российской стороны относительно формулировок, предложенных США, совместного заявления сделано не было. Вместе с тем стоит отметить, что из всех стран ЮВА однозначно осудил специальную военную операцию России только Сингапур, абсолютное большинство воздержались и склонны усматривать в глобальных изменениях новые возможности.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.