Комментарий ARRC:  Индия выходит на лидирующие позиции в освоении космоса

Комментарий ARRC: Индия выходит на лидирующие позиции в освоении космоса

 

     Сегодня Индия занимает шестое место в мире по уровню развития национальной космической программы после США, России, ЕС, Китая и Японии. Нью-Дели официально не намерен использовать космические технологии для демонстрации военной силы, предпочитая исследовательские и практические программы. Однако на данном направлении сосредоточена значительная часть научного и производственного потенциала страны, что объясняется стремлением руководства закрепить статус мировой державы и увеличить собственное влияние в Азии.

Скидки для друзей

     С начала 2000-х годов Индия сосредоточилась на исследованиях Луны и планет Солнечной системы, а также практических задачах разработки и запуска спутников связи, разведки, навигации. В 2008 и 2019 годах при помощи ракет-носителей национального производства состоялись миссии автоматических зондов «Чандраян» к Луне. В 2013 году при содействии НАСА была организована и беспилотная экспедиция на орбиту Марса. При этом на запуск аппарата ушло всего лишь порядка 75 млн долл., что несравнимо с бюджетами других стран на аналогичные программы. Второй полёт к Марсу по плану должен отличаться ещё более привлекательным показателем «стоимость/эффективность». В 2023 году планируется осуществление пилотируемой космической миссии «Гаганьян», в случае успеха на данной основе будут разрабатываться программы космического туризма и суборбитальных пассажирских перевозок.

     Примечательно, что сравнительная дешевизна запусков является весомым конкурентным преимуществом индийской стороны, и это способствует развитию коммерческих услуг. Так, в 2017 году ракета PSLV-C37 одновременно вывела на орбиту более 100 спутников в интересах Нидерландов, Казахстана, Израиля, ОАЭ и Швейцарии. Нью-Дели активно предлагает сервис «космического извозчика» в надежде заполучить рынок Южной и Юго-Восточной Азии. Учитывая невысокую платежеспособность большего числа стран регионов, в качестве средства привлечения клиентов предполагается использовать предоставление кредитов, аренду индийских аппаратов и совместные запуски. Как ожидается, более всего востребованы будут услуги вывода на орбиту спутников связи и коммуникации, в том числе для обеспечения доступа к сети Интернет и качественного телевещания. В случае подключения иностранных клиентов к индийским сетям связи предусмотрены скидки и гибкие схемы оплаты.

Мирный или военный космос?

     Индия до сих пор не представила официальной программы космической деятельности, вместе с тем, очевидно, что здесь всё же существует военная составляющая. Сеть спутников разведки и связи предназначена для контроля над государственной границей и координации действий силовых структур,  в особенности армии и флота, по предотвращению нарушений. В 2018 году было образовано Космическое агентство обороны, вероятно, как прообраз полноценного воздушно-космического командования. Подразумевается, что ведомство будет контролировать спутниковую группировку, в том числе и часть аппаратов гражданского назначения.

     После испытаний в 2007 году в КНР противоспутникового оружия, аналогичные изыскания стала проводить и Индия. Боевая система национальной разработки была успешно протестирована в марте 2019 года. По официальным заявлениям властей, таким образом, страна продемонстрировала уверенные способности в сфере обороны от ракет большой дальности. Военные космические программы на данный момент не развиваются дальше, прежде всего, из-за массовой критики чрезмерных расходов и подрыва имиджа «мирной державы» в обществе и политической среде. Однако можно быть уверенным в том, что спутники, обеспечивающие функционирование ядерных сил страны, будут совершенствоваться независимо от мнения народных масс и СМИ, а значительная часть военной деятельности в космосе станет непубличной.

Коллективное освоение

     В ближайшем будущем Нью-Дели намерен добиться равных с Китаем возможностей в Космосе при содействии иностранных партнёров. Вопросы технологического и научного взаимодействия, в частности, обсуждаются в формате Четырёхстороннего диалога по вопросам безопасности (QUAD – США, Япония, Индия, Австралия). Некоторые исследовательские и коммерческие проекты также прорабатываются с Францией, Канадой и Израилем. Один из поводов для озабоченности Индии  – уменьшение используемой орбиты и неразмещение оружия в Космосе. Кроме того, индийская сторона проявляет интерес к участию в инициативе по увеличению осведомлённости о космической деятельности (Space Domain Awareness). По мнению американских специалистов, широкое вовлечение Индии поможет США получать больше сведений о положении дел в космическом пространстве над южным полушарием. При этом помимо слежения за объектами природного происхождения, космическим мусором и нефункционирующими аппаратами предусматривается и усиление контроля над военным использованием Космоса в интересах QUAD.

     Вашингтон заинтересован и в присоединении Нью-Дели к программе «Артемис Аккорд» по открытому многостороннему исследованию Луны. Однако в Индии не уверены, что данное соглашение действительно предоставляет равные возможности, так как заключено не в рамках институтов ООН. Конечно, партнёрство с НАСА по данному аспекту сулит перспективы получения передовых технологий, а также прав на проведение деятельности на поверхности Луны, но твёрдых гарантий нет – только воля Вашингтона. Примечательно, что с начала 2000-х годов обсуждались перспективы открытия совместной лунной станции с Россией и Китаем, однако сегодня реализация данной программы осложнена. Прежде всего, Нью-Дели остерегается участвовать в любых проектах технологического сотрудничества с Пекином. Также негативно отразились на судьбе проекта и сложности у российской стороны с аппаратами и оборудованием.

     Одной из амбициозных программ в сфере космических исследований являлся трёхсторонний формат сотрудничества Индия – Россия – Франция по совместному изучению Венеры. Вместе с тем, в августе 2013 года Париж заявил о выходе из проекта, а российская сторона выразила сомнение в технической готовности в установленные сроки. Индийское космическое агентство планировало произвести запуск аппарата в 2024 году, а затем почти через год приступить к орбитальным манёврам вблизи Венеры. Следующее благоприятное «окно» для запуска появится только в 2031 году, скорее всего, именно эту дату и стоит рассматривать как наиболее вероятную в новых условиях.

     Индия всё ещё не смогла самостоятельно решить ряд технических задач, включая создание достаточно мощного двигателя для ракет тяжёлого класса. В этой связи в Нью-Дели чрезвычайно заинтересованы в продолжении сотрудничества с Москвой, в том числе по уникальным проектам водородных ракет-носителей и ядерного космического буксира. Вместе с тем, данные программы крайне дорогостоящие и одних только индийских средств для реализации явно не хватит. В этой связи нельзя исключать, что индийская сторона всё-таки решится на трёхсторонний формат с Россией и КНР по исследовательским космическим проектам.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.