Комментарий ARRC:  Новый посол США в Сеуле разочаровал проамериканских консерваторов Южной Кореи

Комментарий ARRC: Новый посол США в Сеуле разочаровал проамериканских консерваторов Южной Кореи

 

     В первой половине июля в Сеул наконец-то прибыл новый посол США, чья должность оставалась вакантной полтора года. Назначенный на этот пост Филипп Голдберг столкнулся с критикой с неожиданной стороны. Он не понравился в первую очередь консервативным протестантам Кореи, которые вообще-то являются одной из наиболее активных проамериканских групп южнокорейского общества. На антиамериканские лозунги корейских ультраконсерваторов заставила пойти предположительно нетрадиционная сексуальная ориентация нового посла США, что у ряда местных протестантов вызывает, пожалуй, даже большую враждебность, чем коммунистическая идеология и Северная Корея.

Из Латинской Америки в Корею

   На протяжении последних полутора лет в Южной Корее не было американского посла: соответствующая позиция оставалась вакантной, а обязанности посла выполнял поверенный в делах.

     Ничего необычного в этой ситуации нет. Должность посла США в Сеуле относится к числу тех престижных дипломатических должностей, которые, так сказать, «непосредственно курируются» Белым Домом. Приход к власти в Вашингтоне новой администрации практически всегда означает, что посол, назначенный предшествующей администрацией, покидает свой пост. В прошлом замену ему находили быстро, однако и при Трампе, и при Байдене с назначением нового посла произошли задержки. Новый американский посол Филипп Гольдберг прибыл в Сеул только 10 июля 2022 года.

     Филипп Гольдберг является карьерным дипломатом, который большую часть своей жизни провёл, занимаясь странами Латинской Америки. Нужно сказать, что работа там у него далеко не всегда шла гладко – как, впрочем, не всегда гладкими был и отношения между США и странами этого региона. В частности, в 2008 году он был объявлен персоной нон грата и вынужден покинуть Боливию, в которой в это время у власти находилось лево-националистическое правительство.

Критика посла в Сеуле раздалась с неожиданной стороны

     Филиппа Гольдберга в Сеуле, однако, встретили, скажем прямо, не совсем дружелюбно. При этом, однако, голоса протеста раздавались совсем не с того фланга, с которого в Южной Корее обычно звучит критика и внешней политики США, и американских послов. Все привыкли к тому, что американский посол становился объектом атак со стороны лево-националистических сил, ныне находящихся в Южной Корее в оппозиции. На этот раз, однако, против него выступили представители правоконсервативных сил, в первую очередь – представители протестантских церквей.

     8 июля, то есть за несколько дней до прибытия Гольдберга, перед американским посольством, которое располагается в самом центре Сеула, прошла массовая демонстрация протеста. Организаторы демонстрации опубликовали официальное заявление, в котором было, в частности, сказано: «Мы крайне разочарованы решением, которое принял наш надёжный союзник – Соединённые Штаты». На демонстрации 8 июля звучали требования к президенту Байдену, который, по мнению демонстрантов, должен был немедленно отозвать Филиппа Гольдберга, и принести корейскому народу извинения за столь неуместное назначение.

     Для человека, который знаком с южнокорейской политической ситуацией, всё это выглядит необычно. Южная Корея в целом является одной из самых проамериканских стран мира, соперничая в этом отношении, пожалуй, только с Израилем и Польшей. При этом важную роль в проамериканских настроениях в Сеуле всегда играли представители христианских (протестантских) церквей. Южная Корея относится к числу государств, в которых христианская община играет немалую политическую роль. На протяжении почти всего последнего столетия христиане составляли едва ли не подавляющее большинство в рядах южнокорейской элиты. Да и в населении в целом их сейчас около трети (без малого половина южнокорейцев являются атеистами).

     При этом южнокорейские христиане в своем большинстве традиционно являлись активнейшими сторонниками союза с Соединёнными Штатами. Неслучайно на демонстрациях правоконсервативных сил, организационным ядром которых являются именно церковные приходы, наряду с корейскими флагами часто можно увидеть флаги американские. Впрочем, в последние недели флагов этих стало существенно меньше – и случилось это после появления сообщений о назначении Филиппа Гольдберга послом в Сеул.

Корейские консервативные протестанты «не поняли» ориентацию Голдберга

     Дело тут в том, что новый американский посол, кажется, является гомосексуалистом – по крайней мере, слухи на эту тему ходят давно и упорно, а сам Гольдберг заявил, что выступать с комментариями по этому поводу он не будет.

     Для южнокорейских протестантов гомосексуализм является безусловным табу: кажется, что гомосексуалистов в руководстве южнокорейских религиозных правых сил не любят ещё больше, чем коммунистов. В этой ситуации назначение Гольдберга послом стало серьёзным ударом для наиболее последовательных и убеждённых сторонников проамериканской ориентации в Южной Корее. Многие из них восприняли назначение гомосексуалиста как настоящую пощёчину.

     Вдобавок, вскоре после назначения Гольдберга, 16 июля, в Сеуле произошёл очередной гей-парад. Подобное мероприятие два года подряд не проводилось в связи с эпидемией коронавируса, но сейчас было решено, что эпидемиологическая обстановка позволяет организацию этого мероприятия.

     Надо сказать, что традиционно проведение гей-парада сопровождается и демонстрацией южнокорейских право-христианских организаций, которые, разумеется, требуют немедленно прекратить это безобразие и остановить превращения их страны - оплота христианства в Азии – в современный вариант Содома и Гоморры.

     Филипп Гольдберг не просто одобрил проведение гей-парада, но и появился там лично. Он выступил с обращением к участникам парада, в котором «выразил приверженность США к делу борьбы за прекращение любой дискриминации, к борьбе за то, чтобы ко всем людям относятся с уважением».

    Ответом на выступление Гольдберга на гей-параде стала ещё одна демонстрация у американского посольства. На этот раз декларация правых по языку и стилю была временами неотличима от деклараций крайних крайне левых. В частности, там говорилось, что участники демонстрации «протестуют против американского культурного империализма и вмешательства во внутренние дела других стран». Содержался там и уже знакомый призыв к Байдену, который, по мнению демонстрантов, должен был немедленно отозвать Филиппа Гольдберга и назначить на его место человека, в традиционной сексуальной ориентации которого ни у кого нет сомнений.

    В целом южнокорейская печать (в том числе и правоконсервативная) достаточно позитивно отнеслась и к назначению Гольдберга, и к его участию в гей-параде. Однако некоторые из газет, известных связями с правоконсервативными религиозными группами, напечатали в этой связи критические материалы. В частности, в «Хангук ильбо» появилась колонка, в которой говорилось о том, что, дескать, «Америка, которую мы так любили, распадается. Америка может превратиться в Содом и Гоморру наших дней».

К послу США в Корее внимание особое

     Гольдберг – отнюдь не первый иностранный посол, который является гомосексуалистом. Ещё в марте 2018 года в Корею прибыл новый посол Новой Зеландии, который является открытым геем. Более того, он прибыл в Сеул со своим партнёром – японцем по происхождению (это обстоятельство, учитывая традиционные антияпонские настроения корейской публики, должно было только добавить масла в огонь). Вместе со своим партнёром новозеландский посол появляется на всех официальных мероприятиях – и это обстоятельство не вызывает ни у кого ни особого удивления, ни особых протестов.

     Понятно, что между США и Новой Зеландией существует, скажем прямо, немалое различие. Назначение (предполагаемого) представителя сексуальных меньшинств на должность американского посла неизбежно должно было привести к тому, к чему оно, собственно, и привело: слому шаблона у значительной части южнокорейских правых.

     В этой связи можно вспомнить, что посол Гольдберг вовсе не является первым из американских послов, который столкнулся в Корее с немалыми трудностями. Предшественником Филиппа Гольдберга был адмирал Гарри Харрис, который впоследствии, уже уйдя в отставку, в одном из интервью сказал, что в Корее ему пришлось столкнуться с расизмом. Родившийся в 1956 году адмирал является по матери японцем. Понятно, что южнокорейские националисты (в основном – левого толка, и без того традиционно относящиеся к США с подозрением) были недовольны тем, что новым послом стал «почти японец», и часто напоминали Харрису о его японском происхождении.

     Впрочем, справедливости ради надо отметить, что сам посол Харрис отличался адмиральскими замашками, и, скажем так, солдатской прямотой, не всегда уместной для человека, занимающего дипломатический пост. Поэтому неудивительно, что некоторые из его действий и высказываний провоцировали южнокорейских националистов на сравнение американского посла с японскими генерал-губернаторами колониальных времён.

     Предшественником Гарри Харриса был Марк Липерт, который занимал пост посла США в 2014-2017 году. Во время своего пребывания на этом посту он стал жертвой нападения со стороны одного из корейских левых националистов. Активист набросился на посла с ножом, и нанёс ему ранения в руку и лицо. При этом нападавший выкрикивал требование о немедленном прекращении американо-южнокорейских военных маневров – сам факт проведения этих маневров вызывает немалое раздражение у южнокорейских левых. Впрочем, Липерт в отличие от сменившего его впоследствии на посту посла Харриса, оказался хорошим дипломатом, и использовал своё ранение, для того чтобы увеличить симпатии и к себе и к Соединённым Штатам.

     С определёнными проблемами столкнулась и предшественница Липерта – Катлин Стивенс (посол в 2009-2011 годах). Один раз, в частности, её машина была окружена и блокирована антиправительственными демонстрациями. Причём, в машину бросали бутылки с водой.

    Переоценивать всё описанное выше всё-таки не следует. И социологические опросы, и разговоры с корейцами в целом подтверждают: в современных условиях большинство населения страны, равно как и подавляющее большинство южнокорейской элиты, настроено на сохранение и укрепление союза с США. Тем не менее американский посол является важной символической фигурой, в силу чего на него устремлено непропорционально большое внимание южнокорейской публики. В этом, кажется, в очередной раз приходится убеждаться послу Филиппу Гольдбергу.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.