Комментарий ARRC: Новое правительство Южной Кореи передумало «идти на север»
Консервативное правительство южнокорейского президента Юн Сок Ёля приняло решение существенно уменьшить количество комитетов, которые напрямую подчинялись лидеру страны. Под сокращение попал и Комитет по северному экономическому сотрудничеству (КСЭС), который курировал связи с Россией и государствами Евразии. По мнению местных экспертов, это отражает новые приоритеты Сеула, который теперь делает ставку на всестороннее укрепление альянса с США, ликвидируя при этом прочие направления, которые пыталось развивать предыдущее руководство Южной Кореи.
Президентских комитетов оказалось слишком много
Согласно заявлению представителя администрации президента Республики Корея, они провели предварительную оценку целесообразности продолжения функционирования комитетов, которые были созданы при предыдущем правительстве и напрямую подчинялись лидеру страны. Из двадцати подобных структур принято решение сохранить шесть, еще два объединить в одно, а остальные 13 ликвидировать. Хотя в ближайшее время будет проведено еще одно заседание специалистов по этому вопросу, но общее решение, как сообщили источники в администрации президента РК, уже принято. Таким образом две трети комитетов, которые при президенте-демократе Мун Чжэ Ине напрямую ему подчинялись, будет ликвидированы с приходом политических противников в лице консерватора Юн Сок Ёля. По словам представителя администрации президента РК, это позволит оптимизировать управление, а также даст возможность сэкономить 25 миллиардов вон в год (около 18 миллионов долларов).
«Северный комитет» КСЭС – в числе попавших под сокращение
В число попавших под сокращение структур входит также и Комитет по северному экономическому сотрудничеству (КСЭС). Если говорить точнее, то он (как еще два комитета) просто отработает ранее установленный срок, автоматически завершив свою деятельность, а продление его полномочий не предусматривается.
Созданный в самом начале правления предыдущего президента РК Мун Чжэ Ина в августе 2017 г. первоначальной задачей комитета ставилось курирование проектов трехстороннего сотрудничества с участием Южной, Северной Кореи и России, а также активизация двустороннего сотрудничества между РФ и РК по части развития региона Дальнего Востока России, интерес к которому корейцы всегда проявляют. Со временем к этим задачам добавилось также комплексное развитие отношений со странами Евразии в целом, включая государства Центральной Азии, ряд стран СНГ, Монголию, северную часть КНР и другие. Всего, как считалось, КСЭС в той или иной степени отвечает за взаимодействие с 14 странами, но приоритетом оставалась Россия и Центральная Азия.
Ликвидация КСЭС как зеркало внешнеполитических приоритетов нового руководства
Понятно, что с приходом нового президента серьезные структурные и кадровые перестановки всегда неизбежны, а особенно сильно это ощущается, когда к власти пришла оппозиция. Вместе с тем ликвидация КСЭС стала не только попыткой убрать ненужные структуры, которые дублировали работу министерств и ведомств, но и отражением новой внешнеполитической стратегии президента РК Юн Сок Ёля.
Еще с самого начала предвыборной кампании Юн четко дал понять, что главной внешнеполитической задачей страны, в случае его победы на выборах, станет всестороннее активизация и укрепление союза с Вашингтоном. Юн и окружавшие его фигуры считали, что демократы во главе с Мун Чжэ Ином слишком сильно заигрывали с Северной Кореей, Китаем, распыляли силы на других направлениях, что негативно сказалось на отношениях с главным союзником – Соединенными Штатами. В отношении КНДР консерваторы заявили, что намерены придерживаться весьма жесткой линии и не будут пытаться во что бы то ни стало улучшать межкорейские связи. Пекину также было обещан «разговор на основе принципов государственных интересов», в число которых входит и развитие сотрудничества с США по части развития региональной ПРО и возможного размещения на территории Южной Кореи новых американских комплексов ПРО THAAD, к чему КНР относится крайне негативно.
По поводу России до 24 февраля Юн Сок Ёль сначала отделывался общими, обтекаемыми фразами, хотя и тогда уже было понятно, что значимость Москвы для Сеула при новом руководстве уменьшится. После же начала РФ специальной войсковой операции на Украине Сеул примкнул к введенным против России санкциям Запада. Хотя конкретно решение про санкции приняли еще демократы, но с официальным приходом 10 мая к власти в Южной Корее президента Юн Сок Ёля РК еще больше ужесточила антироссийскую риторику, активно обсуждая с США возможности дополнительного давления на РФ из-за кризиса на Украине. В отношении же остальных важных направлений внешней политики и экономической стратегии Республика Корея перестала даже пытаться как-то лавировать, однозначно дав понять, что в глобальном противостоянии США с Китаем Сеул безусловно поддерживает Вашингтон, даже если это будет означать ухудшение отношений с Пекином. Политика РК в отношении КНДР практически копирует американский подход.
С учетом подобных взглядов нового руководства Южной Кореи ему Комитет по северному экономическому сотрудничеству оказался совершенно не нужен, так как Сеул по сути решил, что ради альянса с США он пойдет на ухудшение связей с теми странами, для сотрудничества с которыми создавался КСЭС – с Россией, Северной Кореей и частью Китая. Взаимодействие же с другими государствами, которые были «под крылом» комитета, будет осуществляться на двусторонней основе и рамках существующих структур правительства.
Стоит, конечно, признать, что КСЭС и ранее критиковался за свою пассивность. Некоторые российские чиновники, которые общались с руководством комитета, обычно отмечали, что «люди они хорошие, но особо влияния особо не имеют». Комитет был заметен в первую очередь по части проведения различных форумов с участием России и стран Евразии. Тем не менее всё же не это стало главной причиной ликвидации КСЭС, а приход нового руководства Южной Кореи, у которого совершенно иные внешнеполитические приоритеты. Конечно, повлиял и конфликт на Украине, после которого сотрудничество с Россией, являющейся, пожалуй, главной для КСЭС страной, стало затруднительным.
Эксперты сожалеют…
Данное решение хотя и было ожидаемо, но встречено с сожалением в Южной Корее в первую очередь теми, кто считает, что Сеулу необходимо развивать многовекторную политику и не отказываться от сотрудничества со стратегически важными для него странами и регионами несмотря на возможно не самые простые времена, которые, впрочем, рано или поздно пройдут. В частности, с большим сожалением ликвидацию КСЭС восприняли корейские специалисты по России и странам СНГ, которые уверены, что комитет при всех возможных недостатках сыграл большую роль в развитии взаимодействия с государствами Евразии и продолжает быть необходимой структурой.
Директор южнокорейского Института стратегии в Евразии, известный специалист по России, долгое время проработавший в структуре южнокорейского МИД РК в РФ и странах СНГ Пак Пён Хван в статье, опубликованной в издании «Чхончжи Ильбо», подчеркнул, что КСЭС нельзя было рассматривать в рамках узкой задачи по оптимизации расходов госбюджета. «Евразия с её огромным рынком и богатыми ресурсами является регионом, от которого мы не можем отказываться, в том числе по соображениям придания нового импульса развитию нашей экономики», - отметил он в статье-комментарии «Сожаления в связи с решением упразднить Комитет по северному экономическому сотрудничеству».
Бывший дипломат приводит еще несколько причин, из-за которых КСЭС нельзя было ликвидировать. Так, в государствах Евразии роль правительства и центральной власти очень велика, а потому для выработки комплексной политики и взаимодействия необходима именно госструктура, которая бы этим занималась. Кроме того, с исчезновением КСЭС будет во многом утрачен положительный потенциал, связи, которые уже наработаны за пять лет существования комитета. Сами же страны региона могут негативно воспринять решение правительства Юна, так как КСЭС действительно стал тем «окном», координирующей структурой, через которую решались вопросы сотрудничества упомянутых выше 14 государств Евразии. Специалист указывает, что на уровне гражданского общества, обычных людей в Южной Корее интерес к Евразии растет, увеличивается количество различных форумов, в рамках которых идет обсуждение сотрудничества РК с этим регионом в различных сферах. В этой связи опять же необходим координационный орган. «Если новое правительство в итоге официально решит ликвидировать КСЭС, то есть крайне серьезные опасения, что серьезный ущерб будет нанесен реализовывавшейся более трех десятков лет «Северной политике» предыдущих администраций нашей страны», - резюмирует эксперт. Тем не менее, эти сетования, как видно, вряд ли окажут влияние на принятое решение, и Комитет по северному экономическому сотрудничеству при президенте РК совсем скоро уже и официально уйдет в историю.
О компании Asia Risk Research Center
Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.
Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.