Комментарий ARRC: Отсутствие конкретики при масштабных планах на саммите QUAD-2022 в Японии

Комментарий ARRC: Отсутствие конкретики при масштабных планах на саммите QUAD-2022 в Японии.

 

     Лидеры США, Австралии, Индии и Японии в конце мая 2022 года в Токио встретились на саммите глав государств «Четвёрки» (QUAD) – формата переговоров по вопросам безопасности в так называемом Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР). Мероприятие стало главным пунктом в расписании первого азиатского турне президента США Дж. Байдена. Вместе с тем, сложно говорить о каких-либо осязаемых результатах состоявшихся переговоров для безопасности в Восточной Азии. Фактически ни по одному вопросу политической повестки дня участникам не удалось достичь консенсуса и выработать единой позиции.

«Общие ценности» и «свободный ИТР»

   QUAD задумывался американскими архитекторами как гибкий механизм формирования многостороннего ответа на растущую экономическую и военную мощь Китая и сдерживания возможностей Поднебесной. Однако на саммите-2022 более-менее чётких и развёрнутых договорённостей удалось достичь только по вопросам «мягкой», то есть невоенной безопасности. По основным пунктам переговоров формулировки оказались предельно неконкретными.

   В совместном заявлении страны-участницы подтвердили свою приверженность идее строительства «свободного и открытого ИТР», принципам уважения суверенитета, территориальной целостности и демократических ценностей. В качестве одной из главных целей деятельности в формате «Четвёрки» было провозглашено устойчивое обеспечение самих себя стратегическими товарами, включая минеральное и углеводородное сырьё, продовольствие, медикаменты, компоненты для электроники. Для борьбы с незаконной рыбной ловлей, а также реагирования на гуманитарные кризисы и стихийные бедствия создано Индо-Тихоокеанское партнёрство по обмену информацией относительно деятельности на море (Indo-Pacific Partnership for Maritime Domain Awareness). Ещё один пакет договорённостей касался взаимодействия по вопросам изменения климата и борьбы с угрозами в киберпространстве. США, Индия, Япония и Австралия также подтвердили готовность продолжать совместную работу по борьбе с опасными заболеваниями на основе накопленного опыта действий в период пандемии COVID-19.

     Лидеры стран «Четвёрки» в совместном заявлении сделали акцент на общих ценностях, включая отказ от применения силы и угрозы силой при разрешении споров, а также препятствование любым попыткам одностороннего изменения расстановки сил. Кроме того, все участники согласились о необходимости обеспечения свободы мореплавания и воздушного движения в различных участках ИТР. По общему мнению, базу международных отношений должен составлять «порядок, основанный на правилах», где все страны свободны от любых форм военного, экономического и политического принуждения. 

Непростой тайваньский вопрос

     В совместном заявлении саммита QUAD не упоминался и Тайвань, даже несмотря на попытки американской администрации ещё с экстренного виртуального совещания «Четвёрки» в марте 2022 года увязать события на Украине с безопасностью острова. Президент США Дж. Байден на пресс-конференции сначала заявил о готовности США вмешаться военным путём в ситуацию в вокруг острова, «если до этого дойдёт», сославшись на наличие неких обязательств. Примечательно, что Государственный департамент немедленно дал разъяснения о том, что президент неточно выразился и Вашингтон придерживается «политики одного Китая». Днём позже Байден на вопрос об отправке американских военных в зону Тайваньского пролива ответил отрицательно, указав, что позиция США не изменилась.

     Партнёры Вашингтона по четырёхстороннему формату также имеют различные взгляды на тайваньский вопрос. Так, Япония ощущает для себя значительную опасность в связи с ухудшением обстановки и постоянной активностью Вооруженных сил Китая (НОАК) вокруг острова. В Токио хотели бы большей ясности в позиции Вашингтона, поскольку в случае невмешательства американцев оказываются в уязвимом положении перед Китаем. При этом, согласно решению премьер-министра Ф. Кисиды, на самых западных японских островах группы Сакисима в 80-200 милях от тайваньского побережья начата подготовка к развёртыванию средств обнаружения, а также батарей противокорабельных и зенитных ракет.

     Австралия разделяет озабоченность Японии, однако, находясь на значительном удалении, испытывает сложности в реализации практических мероприятий по сдерживанию Китая. Тем не менее, Канберра как участник соглашения AUKUS, присутствует в военных планах США и Великобритании явно антикитайской направленности, в том числе по ограничению действий НОАК в Южно-Китайском море и южной части Тихого океана. 

     Индия предпочитает вообще не увязывать свою безопасность с тайваньским вопросом и никаким образом не противопоставляет себя Китаю, пытаясь решать споры в двустороннем порядке. Более того, в марте Нью-Дели выразил резкий протест относительно любых аналогий между Украиной и Тайванем.

Китай внимательно наблюдает…

     Интересно, что ни в одном пункте совместного заявления саммита QUAD-2002 Китай не назывался прямо, хотя и явно подразумевался в качестве главного повода для обеспокоенности.

   Пекин внимательно наблюдает за ходом обсуждений в формате «Четвёрки», а также двусторонними консультациями между США и своими азиатскими союзниками. В частности, 18 мая министр иностранных дел Китая Ван И в видео-переговорах со своим японским коллегой Х. Йошимасой выразил мнение, что Японии не стоит следовать полностью в фарватере внешней политики Соединённых Штатов, так как это может навредить суверенитету, безопасности и интересам КНР. Примечательно, что непосредственно в день саммита лидеров стран-участниц QUAD российские и китайские самолёты дальней бомбардировочной авиации осуществили демонстративный облёт Японских островов.

   В совместном заявлении по итогам саммита также не содержится осуждения специальной военной операции России на Украине. Во многом этому способствовала особая позиция Индии, которая предпочитает сохранять нейтралитет и развивать отношения с Москвой, несмотря на все посулы США и ЕС помочь «снизить зависимость от поставок российских вооружений и углеводородов».

     По оценке американского Совета по международным делам, поддержка четырёхстороннего формата всеми участниками остаётся значительной, развитие ранее достигнутых договорённостей ожидается в следующем году на саммите в Австралии. Одно из направлений работы – привлечение к «Четвёрке» и других государств Индо-Тихоокеанского региона в целях снижения возможностей Китая по расширению своего влияния. Стоит упомянуть и о создании по инициативе США Индо-Тихоокеанского экономического рамочного партнёрства, призванного ослабить системообразующую роль КНР в региональной экономике Восточной Азии.

    В этой связи следует ожидать и повышения активности Пекина по нейтрализации функционирования QUAD с использованием мер военно-стратегического и экономического характера. Не исключено, что в свою очередь страны коллективного Запада усилят нажим на Индию, пытаясь распространять среди населения и политического истеблишмента страны антикитайские и антироссийские настроения.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.