Анализ ситуации:  Новые капитаны южнокорейской внешней политики

Анализ ситуации: Новые капитаны южнокорейской внешней политики

 

     В новой администрации президента Кореи на ключевые внешнеполитические посты назначены люди с весьма сходными биографиями и взглядами. Всем им от 60 до 70 лет, все они являются выпускниками престижных корейских университетов (часто – и выпускниками аспирантур на Западе). Они имеют опыт и дипломатической, и академической работы, а также опыт «общеполитической деятельности». Все они известны своими проамериканскими симпатиями.

     10 мая к исполнению своих обязанностей приступил новый президент Республики Корея Юн Сок Ёль. Он представляет правоконсервативные силы, которым на президентских выборах в марте этого года удалось с большим трудом одержать победу над оппонентами из так называемого «либерального» (левоцентристского и умеренно-националистического) лагеря.

     Разумеется, приход Юн Сок Ёля заставляет задуматься о том, какую внешнюю политику его администрация будет проводить. Сомнений в общем характере политики Юн Сок Ёля нет: и сам президент, и его окружение являются убеждёнными (можно даже сказать, фанатичными) сторонниками союза с США, и по большинству вопросов внешней политики занимают проамериканские позиции. Таким образом, их стратегия ясна, но вот их тактика может существенно меняться. Если обратиться к внешнеполитической команде нового президента, то  можно будет строить предположения о том, какой тактики будет придерживаться Сеул.

Четыре ключевых поста для внешней политики Сеула

     В южнокорейском правительстве ключевую роль в выработке внешней политики играют люди, занимающие четыре важнейших поста. Во-первых, это, конечно же, пост министра иностранных дел, который теоретически курирует всю дипломатическую деятельность страны. Во-вторых, в Южной Корее существует специфическая должность – министр объединения, который занимается исключительно вопросами отношений с Северной Кореей. Третья фигура, которая определяет южнокорейскую внешнюю политику – это советник президента по вопросам национальной безопасности. В принципе, полномочия человека, занимающего эту должность, очерчены не очень чётко. Однако немало возможностей для влияния ему даёт его большая близость к президенту (в том числе и, скажем так, физическая – офис советника по национальной безопасности располагается непосредственно в здании президентской администрации). Наконец, четвёртой важной фигурой является руководитель южнокорейской политической разведки – НСР (Национальная служба разведки).

   Южнокорейские министры находятся на своих должностях сравнительно недолго. Обычно министр занимает свою должность 1-2 года, в редких случаях – до 3 лет. Поэтому нет сомнений в том, что на каждой из перечисленных должностей за пятилетний срок пребывания Юн Сок Ёля у власти, мы увидим нескольких человек. Тем не менее, показательно, кого именно Юн Сок Ёль назначил на эти ключевые посты в первом составе своего кабинета.

     Бросается в глаза, что вся четверка состоит из людей, которые по возрасту, образованию, опыту и взглядам на удивление похожи друг на друга. Вдобавок, в основном вновь назначенные руководители внешнеполитического блока правительства являются специалистами по США и активными сторонниками американо-южнокорейского союза. Уже одно это показывает, что президент Юн Сок Ёль намерен уделять отношениям с Вашингтоном особое внимание.

Министр иностранных дел Пак Чин: блестящий знаток английского

     Начнём обзор с позиции министра иностранных дел, которую занял ветеран южнокорейской политики Пак Чин. Он родился в 1956 году в семье богатого столичного врача, и закончил престижный Сеульский государственный университет – главную кузницу кадров южнокорейской элиты.

     В 1978 году Пак Чин, сдав квалификационные экзамены, поступил на службу в южнокорейский МИД. Однако профессиональным дипломатом он не стал: вскоре Пак Чин покинул стены МИДа и отправился учиться за рубеж. Сначала он получил магистерскую степень в Гарварде, а потом – защитил докторскую в Оксфорде. После этого некоторое время Пак Чин был даже профессором в Англии, но академическая карьера не была долгой.

     Вернувшись домой, Пак Чин активно занимался внутренней политикой, неоднократно избирался в парламент. Там его карьера оказалась под угрозой из-за коррупционного скандала, но, пробыв некоторое время в тени, он через несколько лет вернулся на политическую арену. Пак Чин в совершенстве владеет английским языком, и имеет хорошие личные связи среди американской и британской элиты – что, в общем, необычно для южнокорейских политиков, которым общаться с их западными коллегами мешает как языковой барьер, так непонимание американского и европейского менталитета. Пак всегда был сторонником максимального укрепления союза с США. Не случайно, что некоторое время именно Пак Чин был председателем Общества «Корея-США».

     Пак Чжина можно охарактеризовать как профессионального политика, который, однако, имеет некоторый дипломатический опыт, а также защитил вполне качественные диссертации им в отдельные периоды своей жизни занимался наукой.

Советник президента по нацбезопасности Ким Сон Хан: учёный с опытом политической работы

     Пост советника по Национальной безопасности занял Ким Сон Хан. Официально его пост называется директор Управления национальной безопасности администрации президента РК. По сути же – это именно советник президента по вопросам внешней политики, безопасности, обороны. Ким Сон Хан по своей сути - учёный и аналитик, который, однако, имеет и опыт политической работы.

     Ким Сон Хан родился в 1960 году, и окончил английское отделение университета Корё (второй-третий по престижности вуз страны, уступает только Сеульскому и, возможно, Ёнсе). Как и Пак Чин, он защитил докторскую диссертацию за рубежом – правда, не в Оксфорде, а в менее престижном Университете штата Техас.

   После защиты Ким Сон Хан вернулся в Корею, где занимался в основном научной и преподавательской работой: сначала – в Дипломатической академии, а потом – в своём родном университете Корё. Впрочем, в 2012-2013 годах Ким Сон Хан был заместителем министра иностранных дел. На этой должности он провёл чуть больше года. Важно и то, что Ким Сон Хан некоторое время руководил Институтом Асан – главным интеллектуальным центром корейских правых сил.

     В период избирательной кампании Юн Сок Ёля, Ким Сон Хан был одной из ключевых фигур в группе советников будущего президента, и сыграл решающую роль в подготовке документов и заявлений по вопросам внешней политики, с которыми выступал Юн Сок Ёль. В политическом отношении Ким Сон Хан является практически близнецом Пак Чина. Он специализируется на вопросах корейско-американских отношений и является убеждённым сторонником союза с США.

Министр объединения Квон Ён Се: бывший прокурор и депутат

     Пост министра объединения (то есть министра по вопросам отношений с Северной Кореей) занял Квон Ён Сэ, который по своей биографии несколько отличается от Пак Чжина и Ким Сон Хана. Тем не менее, он тоже имеет некоторый опыт дипломатической работы, равно как и опыт участия во внутренней политике. Опыта академической и преподавательской работы у него нет.

     Квон Ён Се родился в 1959 году, то есть, опять-таки, принадлежит к тому же поколению «слегка за 60». В отличие от Ким Сон Хана и Пак Чина, Квон Ён Сэ является выходцем из бедной семьи – впрочем, в Корее успех в карьере определяется не столько семейным происхождением, сколько тем, в какой вуз ты сумел поступить. Квон Ён Се, как легко догадаться, окончил Сеульский Государственный университет.

     После окончания университета Квон Ён Се не стал заниматься наукой, и не поехал защищать диссертацию за  границу, а пошёл работать в прокуратуру (впрочем, в 1997 году он всё-таки защитил диссертацию в своём родном Сеульском университете). В 2002 году защитил избрался в парламент от правоконсервативной партии, которая сейчас именует себя «Сила народа» (тогда она имела другое название). Однако в качестве депутата парламента Квон Ён Се стал активно заниматься вопросами внешней политики. В 2013-2015 годах на протяжении почти двух лет Квон Ён Се был послом Южной Кореи в Китае.

Директор разведки Ким Гю Хён: стоматолог по образованию

     Наконец, на пост начальника Национальной разведывательной службы (НРС) РК, четвёртый из ключевых постов во внешнеполитической команде назначен Ким Гю Хён. Его назначение оказалось достаточно необычным, так как в большинстве случаев на этот пост в Корее назначаются люди, которые хорошо знакомы с президентом, и которым президент лично доверяет. Вдобавок, поскольку НРС в Южной Корее имеет дело в первую очередь с Северной Кореей (главный вероятный противник Юга), на эту должность обычно назначаются люди, имеющие опыт работы в правоохранительных органах. Всё это к Ким Гю Хёну не относится.

    Ким Гю Хён родился в 1953 году. Он окончил, конечно же, Сеульский Государственный университет, хотя специальность у него была несколько необычной – по своему первоначальному образованию шеф разведки является дантистом. Однако после окончания университета Ким Гю Хён не стал зубным врачом, а, сдав соответствующие экзамены, поступил на службу в МИД, где и сделал впечатляющую карьеру, став в свой срок заместителем министра. Кроме этого, он занимал и пост первого заместителя советника по национальной безопасности.

     После импичмента президента Пак Кын Хе в 2017 году, Ким Гю Хён столкнулся с серьёзными проблемами. В ходе расследования катастрофы парома «Сэволь» (это происшествие, повлёкшее за собой большие человеческие жертвы, долгое время находилось в центре внимания южнокорейской общественности) выяснилось, что Ким Гю Хён задним числом подделал некоторые из документов, связанных с этим трагическим инцидентом. В результате Ким Гю Хён был задержан и неоднократно допрашивался в полиции. Впрочем, в итоге уголовное дело против него возбуждено не было. Парадоксальным образом, за кампанией против Ким Гю Хёна тогда стоял нынешний президент Юн Сок Ёль, который тогда занимался расследованиями коррупции в окружении Пак Кын Хе.

Общий итог: внешней политикой РК руководит группа «близнецов» по взглядам и возрасту

     Таким образом, Юн Сок Ёль назначил на ключевые посты во внешнеполитическом блоке правительства людей, которые весьма похожи друг на друга и по взглядам, и по биографии, и по своему опыту. Впрочем, можно предположить, что они во многом похожи не только друг на друга, но и на самого Юн Сок Ёля. Всем им чуть больше 60-и, все они придерживаются правоконсервативных (в южнокорейском понимании этого слова) взглядов, и являются сторонниками союза с США. Все они являются выпускниками элитных вузов, и в своём большинстве имеют и опыт дипломатической работы, и опыт работы в парламенте, и опыт работы в системе науки и высшего образования.

     Иначе говоря, мы имеем дело с командой стандартных и крепких профессионалов. Скорее всего, проводимая ими политика, с одной стороны, будет проамериканской, а с другой – предсказуемой, свободной и от неожиданных поворотов (как приятных, так и неприятных).

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.