Анализ ситуации:  Индия снова в «большой дипломатической игре»

Анализ ситуации: Индия снова в «большой дипломатической игре»

 

     Индия сегодня, пожалуй, одна из наиболее востребованных стран с точки зрения участия в международных переговорах и форматах сотрудничества. Между тем, Нью-Дели предпочитает не занимать ничей стороны в новой «большой игре» и тем более не собирается быть субъектом споров великих и влиятельных держав. Правительство Нарендры Моди демонстрирует баланс интересов и преследует исключительно собственные цели, стремясь извлечь выгоду из непростой ситуации на глобальном рынке.

     По мере углубления конфликта между Россией и Западом возрастает роль тех государств, которые ранее не заявляли прямо о предпочтениях в отношении своих приоритетных стратегических союзников. Фактически, Москва с одной стороны, а Вашингтон и Брюссель, с другой, борются за влияние в современном мире, предлагая другим странам различные «бонусы» или же, напротив, используя давление. Пекин по большей части занимает российскую позицию, также столкнувшись с ростом антикитайских настроений и откровенным переводом странами Запада экономических и политических противоречий в военно-стратегическую плоскость. Положение Нью-Дели не так однозначно – у Индии прочные дружеские связи с Россией, довольно сложные с Китаем, а также ориентация на взаимовыгодное сотрудничество с США, ЕС и Японией. При этом Нью-Дели является одним из углов так называемого стратегического четырёхугольника QUAD, спроектированного Вашингтоном для создания эффективного противовеса КНР в создаваемом американцами «свободном и открытом Индо-Тихоокеанском регионе» (ИТР). 

Индия выбрала нейтралитет в позиции по украинскому конфликту

     Индийская сторона воздержалась от осуждения специальной военной операции ВС РФ в рамках Совета Безопасности ООН и отказалась от направления какой-либо помощи Украине, несмотря на все призывы Европы. Кроме этого, в Нью-Дели не поддержали позицию Вашингтона, Токио и Канберры о необходимости выработки совместного ответа на опасность роста военных возможностей России и схожести происходящего на Украине с положением дел в ИТР. 

     Примечательно ещё и то, что в индийском информационном пространстве практически доминирует западная точка зрения относительно спецоперации, так как страна не направляла корреспондентов в зону боевых действий, корпункты СМИ в Москве свёрнуты ещё со времён пандемии COVID-19, российские издания в стране не пользуются популярностью и имеют крайне малый охват, а китайские находятся под неофициальным запретом. Вместе с тем, значительная часть индийского общества интересуется не ходом операции, а скорее более конкретными вещами – сложностями индийских студентов и специалистов на Украине, а также влиянием санкций на глобальный, региональные рынки и транспортные маршруты. Заявления некоторых индийских политиков относительно необходимости занятия более жёсткой и солидарной с партнёрами по QUAD позиции в отношении России, правительством страны игнорируются.

     В качестве главной причины сдержанной реакции индийского руководства можно назвать зависимость Нью-Дели от поставок продукции военного назначения и некоторых видов стратегического сырья из РФ. В настоящее время более половины всей военной техники вооружённых сил страны поставлены российскими производителями или выпущены по лицензии на местных предприятиях.

США и Европа уговаривают Нью-Дели отказаться от хороших отношений с Москвой

     Запад пытается предложить Н. Моди выгодные условия покупки вооружений «лучшего качества», а также передачу новых технологий, что снизит зависимость от импорта из РФ. США и ЕС также постоянно напирают на то, что для Москвы главным стратегическим союзником является Пекин, а значит Нью-Дели будет обеспечиваться по остаточному принципу и менее совершенной техникой, нежели передаётся в КНР. Кроме того, в контексте сложных китайско-индийских отношений, страны Запада постоянно упоминают о военной угрозе для Индии и том, что Россия не сможет помочь в случае конфликта, так как предпочтёт не вмешиваться, как уже сделала во время стычки в Ладакхе в 2020 году. Правда при этом сознательно умалчивается мощная посредническая роль Москвы при разрешении противоречий между двумя азиатскими гигантами, а также совместное участие в работе ШОС. Примечательно, что после столкновений на границе индийская сторона не назвала Китай агрессором, а делегация страны в числе немногих зарубежных гостей присутствовала на зимних Олимпийских играх-2022 в Пекине.

     Государства Евросоюза в отношении Индии пытаются действовать уговорами и подношениями. Развитие равноправных отношений со странами ЕС проводится в рамках концепции «Самостоятельной Индии» и направлено на расширение партнёрской сети.   В мае 2022 года Нарендра Моди посетил Францию, Германию и Данию, где обсудил вопросы торговли, энергетической безопасности и военного сотрудничества. В июне в баварских Альпах состоится саммит «Большой семёрки», куда О. Шольц пригласил своего индийского коллегу. При этом ещё в апреле европейские СМИ сомневались стоит ли допускать участие Индии в данном мероприятии из-за пророссийской позиции руководства. Ранее, председатель Еврокомиссии У. фон дер Ляйен во время визита в Дели объявила о создании двустороннего совета по торговле и технологиям и обнадёжила ускорением процесса согласования положений договора о свободной торговле с ЕС, который прорабатывается уже 15 лет. Как отметил на проходящей традиционно в Индии международной конференции «Диалог Райсина» министр иностранных дел Португалии Жоао Гомеш Кравиньо, «действия России заставили Европу думать стратегически и сделали Индию крайне привлекательным партнёром для Евросоюза». Вероятно, подобная привязка не встретила одобрения у индийского правительства.

     Визит премьер-министра Великобритании Б. Джонсона в Индию в апреле 2022 года имел чёткую цель убедить руководство страны сменить курс на откровенно прозападный. Нью-Дели было прямо предложено снизить зависимость от российских углеводородов и вооружений. В обмен британский премьер пообещал инвестиций на миллиард фунтов стерлингов, а также одиннадцать тысяч высокооплачиваемых рабочих мест в Великобритании для индийцев. Однако несмотря на все обещания, визит Джонсона в Индию завершился безрезультатно.

Индия предпочитает самостоятельную линию во внешней политике

     Премьер-министр Моди в рамках проводимой политики «Действуй на Востоке» делает ставку всё же на развитие связей с Россией и Китаем, понимая, что зависимость от США и их союзников неприемлема и не гарантирует безопасности.

     В период президентства Д. Байдена Вашингтон уже неоднократно подвергал Нью-Дели сильной критике за проведение националистcкой внутренней политики и поддержку индийского большинства (хинду). Американская администрация призывает правительство Моди прекратить ущемления мусульман и представителей других народностей, что вызывает недовольство в индийских правящих кругах и расценивается как вмешательство во внутренние дела страны.  В марте 2022 года представитель Госдепартамента США Дональд Лю отметил, что в планах Вашингтона наказать Индию за покупку оружия и нефти в России. О характере наказания пока ничего не известно, однако в Нью-Дели такие слова явно не остались без внимания. Тем не менее подобная позиция на помешала Вашингтону пригласить индийцев к участию в создаваемом в настоящее время Индо-Тихоокеанском  экономическом рамочном соглашении (IPEF).

     Индийские исследователи отмечают, что нынешнее правительство страны не потерпит нотаций, а потому западным лидерам не стоит быть излишне настойчивыми и выдвигать неприемлемые предложения, в том числе по изоляции России. Более того, бегство США из Афганистана в 2021 году продемонстрировало крайнюю ненадёжность Вашингтона, а ответственность за мирное урегулирование ситуации в данной стране легла на Индию, Китай и Россию.

     На прошедшем в конце мая 2022 года в Японии саммите стран «Четвёрки» Н. Моди заявил, что взаимодействие Индии, США, Японии и Австралии способствует созданию свободного и открытого ИТР. Однако индийский лидер сделал акцент, прежде всего, на таких вопросах как поставки вакцин, борьба с изменением климата, реагирование на стихийные бедствия, стабильность цепочек поставок и экономическое сотрудничество. В официальных сообщениях офиса правительства и индийской прессе ни о каких военно-стратегических и военно-технических аспектах возможного сотрудничества Нью-Дели в рамках QUAD не говорится. Вероятно, правительство Моди будет придерживаться самостоятельной линии, избегая ненужной конфронтации с каким-либо центром силы. Политических, сырьевых и экономических ресурсов у современной Индии для подобного балансирования достаточно.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.