Комментарий ARRC: Япония пытается вернуться в Юго-Восточную Азию

Комментарий ARRC: Япония пытается вернуться в Юго-Восточную Азию

 

     Поездка премьер-министра Японии Фумио Кисиды в страны Юго-Восточной Азии в конце апреля–начале мая 2022 г. имела скорее символическое, нежели практическое значение. Главный смысл свёлся к позиционированию Токио как политического лидера, а также апологета либеральных ценностей в Восточной Азии. Характер заявлений позволяет говорить о том, что японское руководство окончательно приняло сторону глобального Запада в набирающем обороты процессе слома мирового порядка, что не находит однозначной поддержки среди стран региона. При этом действующее правительство страны восходящего солнца явно рассчитывало на успех, используя в качестве «приманки» вопросы торговли, инвестиций и предоставления технологий.

Нейтралитет Джакарты и осуждение Токио России

     В ходе официального визита в Индонезию в конце апреля Кисида обсудил с президентом страны Джоко Видодо ситуацию на Украине, а также растущую активность Китая в Южно-Китайском море. Вместе с тем тональность политиков существенно различалась. Так, индонезийский президент сделал акцент на том, что военные действия на Украине должны быть немедленно прекращены в интересах скорейшего мирного урегулирования. Именно этим и объясняется поддержка Джакартой резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, однако без каких-либо односторонних осуждений и санкций в отношении РФ.

    Японский премьер, в свою очередь, отметил, что «вторжение России потрясло основу международного порядка, в том числе в Азии и подлежит осуждению». Кроме того, Кисида провёл прямую аналогию между действиями Москвы и позицией Пекина в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, а также реализацией Пхеньяном ракетно-ядерной программы, назвав всё это «попытками одностороннего изменения статуса кво».

     Президент Видодо со своей стороны только подтвердил намерение пригласить В. Зеленского в ноябре 2022 года на остров Бали для участия в саммите «Большой двадцатки» (G20), руководствуясь исключительно принципом равных возможностей для сотрудничества. При этом, главная цель мероприятия – «стать катализатором для формирования гуманитарного ответа и восстановления мировой экономики». Никаких вопросов, связанных с военной безопасностью, Джакарта обсуждать не планирует, предпочитая равноценное развитие торгово-экономических и гуманитарных связей с государствами из разных регионов. Кроме того Индонезия официально отказала Украине в поставках вооружений, так как это противоречит конституции и доктрине внешней политики, однако выразила готовность оказать посильную гуманитарную помощь.

Вьетнам отказался обсуждать с Токио кризис на Украине

     Схожие вопросы поднял японский лидер и в ходе визита во Вьетнам 1 мая, где встретился с премьер-министром СРВ Фам Минь Тинем и председателем Коммунистической партии Нгуен Фу Чонгом. Вместе с тем в Ханое попытки поставить ребром «украинский вопрос» наткнулись на стену молчания и явное нежелание вьетнамцев как-либо комментировать, а тем более осуждать специальную военную операцию России.

     Как стало впоследствии известно, руководство СРВ приняло решение направить гуманитарную помощь в размере 500 тыс. долл., а также активизировало меры по вызволению вьетнамских граждан, не сумевших покинуть украинские города, поддерживая контакты по этому вопросу и с Москвой, и с Киевом.

     Японская и вьетнамская стороны в итоге ограничились пространным заявлением об отказе от использования силы и угрозы силой, а также об уважении к нормам международного права. Однако Кисиде всё же удалось сыграть на антикитайской риторике и пообещать развития двусторонних связей в сфере экономики и безопасности с Вьетнамом для «выхода на новый уровень стратегического партнёрства». Подробностей представлено не было, но вполне вероятно, что в данный пакет может «прокрасться» и вопрос взаимной поддержки в Южно-Китайском море.

Соглашение с Таиландом

     Далее японский премьер отправился в Таиланд, где в этом году в ноябре состоится очередной саммит АТЭС. Стороны объявили о заключении нового соглашения по вопросам военного сотрудничества, предусматривающего, в частности, расширение номенклатуры товаров и технологий, которые могут быть предоставлены Бангкоку.

     Кроме этого, планируется и существенное увеличение объёма японских инвестиций в экономику страны, включая производство автомобилей, электроники, а также строительство. Конкретные условия соглашений не разглашаются, но можно предположить, что Токио попытается привязать развитие сотрудничества к политической поддержке собственных позиций. В данном случае можно ожидать повышения внимания Пекина к тайско-японскому взаимодействию, который крайне не заинтересован, например, к присоединению в любой форме королевства к Четырёхстороннему диалогу по вопросам безопасности в ИТР (Quad).

Камбоджа ближе к Китаю

      Месяцем ранее японской премьер посетил Камбоджу, которая в этом году председательствует в АСЕАН. Кисида и Хун Сен также обсуждали Украину и Южно-Китайское море. Вместе с тем примечательно, что в итоговом совместном заявлении Россия вообще не упоминалась. Что же касается ЮКМ, то Пномпень, выступая за мир и дружбу, не исключает размещения на территории страны базы ВМС НОАК, что существенно усилит возможности Китая по военному присутствию в регионе. В случае с Камбоджей сложно говорить об успехах японцев по распространению влияния в ближайшем будущем.

Страны ЮВА не питают иллюзий по поводу действий Японии и США

     Южное турне Кисиды по замыслу должно было продемонстрировать важность Японии как ключевого партнёра для стран-участниц АСЕАН. Вместе с тем, несмотря на осторожное отношение стран ЮВА к Китаю, в регионе не питают никаких иллюзий относительно альтруизма японцев. Тем более страны региона насторожены явным намерением США рассматривать абсолютно все вопросы с точки зрения комплексного противодействия росту влияния КНР и сдерживания Пекина, прежде всего, военным путём.

     Бесспорно, Япония видится государствам Юго-Восточной Азии выгодным в сфере экономики, однако к договорённостям по торговле и инвестициям прилагается ещё и крайне нежелательное усиление западного влияния. Вашингтон явно будет пытаться использовать ключевого азиатского союзника для распространения среди АСЕАН антикитайских и антироссийских взглядов и втягивания всей организации в свой проект создания Индо-Тихоокеанского региона.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.