Комментарий ARRC:  Экономический кризис заставляет Шри-Ланку принимать непростые решения

Комментарий ARRC: Экономический кризис заставляет Шри-Ланку принимать непростые решения

 

     Структурные сдвиги в мировой экономике и обострение геополитических противоречий между глобальными центрами силы поставили в особенно сложное положение малые государства. Ресурсов таких стран как, например, Шри-Ланка, не хватает на самостоятельное решение социальных, экономических и политических проблем. В данном случае можно говорить о неизбежном попадании Коломбо под иностранное влияние и втягивание в конкуренцию между ведущими игроками в Индо-Тихоокеанском регионе.

Экономический и политический кризис

В конце апреля 2022 года президент Шри-Ланки Готабая Раджапакса под давлением политических кругов и на фоне непрекращающихся второй месяц уличных протестов согласился начать процедуру создания временного правительства. Вероятно, в результате будет образована межпартийная коалиция, которой предстоит лишить семью действующего президента значительной части властных полномочий. Старший брат нынешнего лидера и уже бывший президентом в 2005-2015 годах – Махинда Раджапакса – три года занимает пост премьер-министра, что не устраивает всё большее количество избирателей, даже поддерживающих линию правящей Партии свободы Шри-Ланки. Несмотря на то, что оба брата Раджапакса считаются спасителями нации, остановившими многолетнюю гражданскую войну, сейчас именно на них возлагается вина за «уничтожение» национальной экономики. Это связано с тем, что внутриполитический кризис в стране развивается в условиях дефолта по зарубежным долговым обязательствам на сумму более 50 млрд долл.

Шри-Ланка за два года ограничений на посещение для иностранных туристов была вынуждена прибегнуть к масштабным займам для покрытия роста цен на импортируемые продовольствие и энергоресурсы. Экономические сложности были усугублены и противоречивыми решениями правительства, в частности по снижению ставки НДС с 15% до 8% в 2019 году. Данная мера, призванная привлечь иностранных инвесторов, в итоге стала одной из главных причин падения доходной части бюджета.

Китай и Индия конкурируют в Шри-Ланке

Премьер Раджапакса сделал ставку на развитие инфраструктуры, в основном за счёт средств китайских государственных компаний, что привело к обвальному росту долговой нагрузки на национальную экономику. Также вследствие явных просчётов правительства и использования коррупционных схем Китай фактически получил в пользование на условиях долгосрочной аренды на 99 лет порт Хамбантота на юге острова и прилегающую территорию. Изначальный замысел состоял в том, чтобы превратить данный отстающий район в транспортно-логистический хаб для торговли со странами Юго-Восточной и Южной Азии. Теперь даже если проект будет реализован, блага для Шри-Ланки окажутся довольно символическими – налоги в бюджет и рабочие места для местных жителей. Кроме того, несмотря на отсутствие явно выраженных Пекином намерений, существует возможность размещения в этом месте объектов военной инфраструктуры для нужд НОАК, включая аэродром и пункт базирования ВМС. 

По данным исследователей из Гарвардского института государственного управления имени Дж. Кеннеди, как минимум 16 стран, участвовавших в проектах в рамках китайской инициативы «Пояс и путь» столкнулись со сложностями при возвращении долгов китайским компаниям. Пример Хамбантоты регулярно приводится зарубежными изданиями как свидетельство экспансионистской политики КНР, чреватой для некоторых партнёров утратой контроля над частью национальной территории. Однако западные исследователи обычно не уточняют, что подобная ситуация стала возможной, прежде всего, из-за системных просчётов самого ланкийского руководства.

В последнее время рост китайского влияния в Шри-Ланке пыталась компенсировать Индия, заинтересованная в укреплении лидерства в западной части Индийского океана. Предложенные Нью-Дели меры по оздоровлению экономики «изумрудного острова» предусматривали открытие кредитной линии на 1,5 млрд долл. с гибкой схемой выплат, а также операции по взаимной конвертации валют (свопы) на общую сумму в 2,4 млрд долл. Существовали планы по развитию порта Тринкомали при содействии индийских инвесторов. Однако большего Нью-Дели предложить не смог, так как столкнулся с крайне тяжелыми последствиями пандемии COVID-19 и свернул значительную часть программ сотрудничества и помощи.

В поисках выхода из кризиса

Террористические атаки 2019 года на Цейлоне и «коронавирусная блокада» привели к недополучению Коломбо прибыли от туристской отрасли примерно в 5 млрд долл. Углублению кризиса в начале 2022 года способствовал недостаток топлива на электростанциях, что послужило причиной для приостановки ряда производств и массовых отключений электроэнергии в жилых массивах. Из-за масштабных протестов решением президента с апреля введено чрезвычайное положение, а кабинет министров отправлен в отставку. Политические противники клана Раджапаксы намерены объявить вотум недоверия и потребовать проведения досрочных президентских выборов, если в ближайшее время не будет представлена разумная программа действий по выходу из кризиса.

После объявления дефолта власти планируют обсудить с Международным валютным фондом реструктуризацию задолженности перед кредиторами и установить новый график выплат с учётом использования средств организации для выкупа долгов перед КНР и другими странами. Однако, по словам директора Центрального банка Шри-Ланки Н. Вирасингхе, данный процесс может занять несколько месяцев, более быстрого решения пока выработать не удаётся.

Как представляется, столкнувшиеся с откровенным давлением Запада Китай и Индия будут расширять связи со странами, не поддерживающими явно политику США и их союзников. Несмотря на соперничество между Пекином и Нью-Дели в Южной Азии, сегодня появилась возможность для согласования взаимных позиций, прежде всего для недопущения проникновения западных стран в традиционную для азиатских гигантов сферу влияния.  В этой связи можно ожидать смягчения китайской линии по отношению к Коломбо, включая реструктуризацию задолженности и увеличения объёмов безвозмездной помощи. Позитивное воздействие на социально-экономическую ситуацию в Шри-Ланке способна оказать и Индия, заинтересованная в расширении числа партнёров и союзников. В последнее время наметилась также тенденция развития ланкийско-иранских отношений.

Коломбо и Москва пытаются расширить сотрудничество

Примечательно, что в 2022 году Россия и Шри-Ланка отмечают 65-летие установления дипломатических отношений. Несмотря на небольшой объём товарооборота – около 500 млн долл., позиции Москвы и Коломбо по ряду региональных проблем совпадают. В частности, ланкийские власти выступают против американской инициативы «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», как ведущей к холодной войне.

На совещании сопредседателей двусторонней Межправительственной комиссии в июне 2021 года отмечены перспективы взаимодействия по вопросам мирного использования атомной энергии, гидроэнергетики для повышения энергобезопасности Цейлона. Также российская сторона намерена увеличить поставки каменного угля и нефтепродуктов на гибких условиях оплаты. Имеется потенциал в гражданском авиастроении, строительстве, медицине, сельском хозяйстве, химической и фармацевтической промышленности, военно-техническом сотрудничестве. 

В ноябре 2021 года Шри-Ланку посетил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. Президент Г. Раджапакса поблагодарил российскую сторону за помощь в борьбе с пандемией COVID-19 и выразил желание увеличить объемы экспорта и номенклатуру поставляемых в Россию товаров. В развитие договорённостей с начала 2022 года Коломбо также объявил об упрощении правил въезда для российских туристов и обеспечении работы в стране платёжной системы «МИР».

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.