Анализ ситуации:  Проблема «золотого треугольника» – экономическое измерение

Анализ ситуации: Проблема «золотого треугольника» – экономическое измерение

 

     «Золотой треугольник» – район пересечения границ Мьянмы, Таиланда и Лаоса по реке Меконг, широко известен как бесконтрольная зона, где процветает преступная деятельность. Главный источник доходов международного криминала – производство наркотических веществ из растительного и синтетического сырья в промышленных масштабах.

«Золотой треугольник» - мировой наркозавод

По данным Министерства внутренних дел Таиланда, ежегодно только тайским правоохранителям удаётся задерживать партии одного метамфетамина не менее чем на 100 миллионов долларов. Общий объём продаж вместе с опиатами и героином на мировом рынке оценивается в миллиарды долларов. В стычках в районе «золотого треугольника» ежегодно погибают сотни человек, в том числе сотрудники силовых структур.

Значительная часть запрещённых веществ производится в мьянманском штате Шан на севере страны, которая слабо контролируется военными и находится в руках вооружённых повстанцев. Криминальная активность наблюдается и в приграничных районах Лаоса. В роли получателей или пунктов транзита продукции выступают Китай и Таиланд. Главными потребителями считаются Австралия и Новая Зеландия. При этом, по данным тайских властей, в период пандемии COVID-19 масштаб производства и поставки наркотиков увеличился в шесть раз!

Разные возможные варианты развития региона

Основным способом решения данных социальных проблем слаборазвитых приграничных территорий власти считают развитие туристской и транспортной инфраструктуры. По замыслу, возможности легального заработка снизят привлекательность участия в противоправной деятельности для местных жителей. Повышение же транспортной доступности облегчит и контроль со стороны государства над данными районами. Мьянманское руководство пока не может уделить должного внимания развитию отдалённых районов штата Шан, где действуют боевики. Некоторые успехи в экономическом освоении есть у Таиланда, тогда как опыт Лаоса не слишком удачен.

В 2007 году Вьентьян передал в аренду на 99 лет участок рисовых полей вдоль Меконга на границе с Мьянмой и Таиландом китайской компании «Кингс Романс груп» для создания свободной экономической зоны «Золотой треугольник». Инвесторы фактически завладели данной землей на правах экстерриториальности - власти какой-либо приграничной страны не имели доступа на территорию. В планах развития на лаосском участке значились строительство игорной зоны, ориентированной на туристов из КНР, а на тайской стороне задумывалось возвести многоэтажные апартаменты. В течении 7-10 лет основная часть заявленных объектов была построена и открыта для посещения.

По данным аналитиков, свободная экономическая зона «Золотой треугольник», всё ещё не может преодолеть проблем, вызванных засильем криминала в управлении. На протяжении последних лет проект ассоциировался исключительно с различной нелегальной деятельностью, включая работорговлю, контрабанду диких животных и производство наркотиков. «Кингс Романс груп» неоднократно попадала в «черные списки» ряда стран. Вместе с тем, официально власти Лаоса объявляли об успешности проекта и планах по расширению деятельности китайских инвесторов. Так, в октябре 2020 года китайская компания представила проект стоимостью 50 млн долл. по строительству порта на Меконге для обеспечения двусторонней торговли между Китаем и Лаосом.

Худшая СЭЗ мира?

В независимом рейтинге консалтинговых агентств «Золотой треугольник» называется наихудшей свободной экономической зоной (СЭЗ) в мире, главным образом из-за отсутствия достоверной информации об экономических результатах, а также эффективного государственного контроля над деятельностью. В ходе рейдов на территорию в январе - феврале 2022 года лаосская полиция освободила 14 местных жительниц, незаконно удерживавшихся администрацией в качестве бесплатной рабочей силы. В 2021 году было вызволено около 50 человек. По некоторым сообщениям, сотни девушек и женщин из бедных семей в основном из лаосской провинции Удомксай обманом завлекли для работы в СЭЗ, а затем продали в страны Юго-Восточной Азии. Также на земле, принадлежащей частным владельцам, активно использовался принудительный, мало оплачиваемый труд крестьян из близлежащих хозяйств. По сообщениям посетителей игорной зоны, на территории можно было заказать экзотические блюда из редких животных или приобрести краснокнижного представителя фауны.

Лаосские власти сталкиваются со сложностями в предотвращении нелегальной деятельности, так как по закону территория СЭЗ – частные владения, неприкосновенность которых обеспечивается собственной хорошо оснащённой охраной. После череды обращений правозащитников и судебных исков китайские собственники объявили об утверждении новых правил трудоустройства, защищающих права сотрудников, однако проверить соблюдение будет довольно сложно. Согласно некоторым источникам, инвесторы проекта имеют тесные связи с представителями местной власти, которые фактически закрывают глаза на многие нарушения.

С одной стороны, проект свободной экономической зоны «Золотой треугольник» действительно способен быть точкой социально-экономического развития лаосской территории, однако пока значительная часть деятельности носит нелегальный или теневой характер и никак не способствует повышению уровня жизни обычных граждан, равно как и развитию китайско-лаосских связей. Если судить из материалов ещё 2015 года, то инвесторы из КНР обещали приток капитала, новые рабочие места, доступ к технологиям, но в итоге остановились только на обслуживании собственных коммерческих интересов.

Китаю и Лаосу придется многое изменить в СЭЗ «золотого треугольника»

Пример «Золотого треугольника» показателен тем, как теоретические выгоды СЭЗ для государства, размещающего проект, оборачиваются фактически отчуждением территории. Подобная практика ведёт к утрате доверия к подобным инициативам и негативно сказывается на имидже партнёра, при том не столько конкретной компании, сколько страны происхождения. 

Как представляется, в контексте углубления сотрудничества между Китаем и Лаосом по линии инициативы «Пояс и путь» будут подниматься вопросы повышения уровня координации между экономическими, финансовыми, налоговыми, таможенными и правоохранительными ведомствами двух стран, прежде всего по борьбе с нарушениями, злоупотреблениями и коррупцией.

«Опорным» объектом партнёрства уже можно считать высокоскоростную железнодорожную магистраль Куньмин (провинция Юннань) – Вьентьян. В планах Пекина также расширение сотрудничества в сферах сельского хозяйства, лёгкой промышленности, энергетики, транспорта и туризма. В этой связи, усиление государственного контроля над ходом реализации конкретных совместных проектов, включая такие спорные как «Золотой треугольник», поможет укреплению взаимного доверия и послужит положительным примером для других стран–партнёров Китая.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.