Анализ ситуации: Мьянма пытается воспользоваться «девестернизацией» Юго-Восточной Азии
Несмотря на международную изоляцию военный режим Мьянмы пытается развивать связи по нескольким направлениям. В условиях снижения влияния США и стран Запада в Юго-Восточной Азии разворачивается кампания по «девестернизации» региона, основными движущими силами которой можно назвать Китай и Индию. Этой тенденцией и пытается воспользоваться Нейпьидо в своих целях.
Ухудшение отношений Мьянмы с Западом как шанс для Китая
Военный переворот в Республике Союз Мьянма (РСМ) в 2021 году отразился на политическом климате Юго-Восточной Азии и повлиял на приоритеты КНР в реализации инициативы «Пояс и путь» в регионе.
Несмотря на традиционные связи Компартии Китая с мьянманскими военными, Пекин пытался развивать сотрудничество с гражданской администрацией во главе с Аун Сан Су Чжи, продемонстрировавшей последовательность в выполнении двусторонних договорённостей. Вместе с тем китайское руководство не только не осудило приход к власти военной верхушки и задержание политических лидеров, но и заблокировало попытку Совета Безопасности ООН принять резолюцию в отношении происходящего в Мьянме.
Экономический коридор Китай–Мьянма (CMEC), важнейшей частью которого являются нефте- и газопроводы в провинцию Юннань и Гуанси-Чжуанский АО, а также железнодорожное сообщение, представляет чрезвычайную значимость для Пекина. Дополнительный выход в Индийский океан стратегически и экономически важен для КНР в контексте снижения уязвимости морских линий коммуникаций в условиях углубления американо-китайских противоречий, так как позволяет «обойти» Малаккский пролив. Также использование морских портов Мьянмы придаст ощутимое преимущество китайским компаниям перед региональными конкурентами.
Китай воспринял осложнение отношений Мьянмы с Западом из-за ситуации с рохинджа в 2017-2019 гг. как возможность для продвижения собственных интересов. В январе 2020 г. в честь празднования 70-летия установления двусторонних отношений Нейпьидо посетил председатель КНР Си Цзиньпин. Ряд лидеров демократической оппозиции РСМ тогда выступили против «эксплуатации природных ресурсов страны», однако, в целом, договорённости о продолжении сотрудничества по строительству транспортной, энергетической и промышленной инфраструктуры в рамках «Пояса и пути» были достигнуты.
Противодействие США и союзников
Зарубежные эксперты отмечают, что далеко не все жители Мьянмы довольны углублением взаимодействия с КНР, а также поведением китайских компаний в стране. В ряде случаев имели место изъятия земель, ограничения рыболовства и сельскохозяйственной деятельности. Чрезмерные привилегии для китайского бизнеса также затрудняют работу местных коммерческих структур и ограничивают вхождение на внутренний рынок представителей других стран. В условиях осуждения со стороны части мирового сообщества военного переворота и введённых в одностороннем порядке санкций, а также приостановке членства Мьянмы в АСЕАН Китай остаётся практически безальтернативным партнёром. Подобная ситуация, по мнению иностранных аналитиков, чревата возрастанием степени экономической зависимости, увеличением долгового бремени и в будущем может привести к потере суверенитета над частью территорий, например глубоководного порта Чаупхью, активно использующегося китайцами.
Одновременно США и их союзники не скрывают своего интереса к поддержке демократической оппозиции в Мьянме в целях дискредитации режима военных, расшатывания и последующего свержения. При этом в Вашингтоне традиционно делают акцент на цифрах пострадавших от рук военных, а также проблеме беженцев-рохинджа, не предлагая никаких гуманитарных методов решения сложившихся проблемных ситуаций. Тезис о «необходимости победы демократии» в РСМ для последующего распространения на всю Юго-Восточную Азию активно тиражируется представителями некоммерческих организаций в различных странах.
Кроме того продвигается идея «Альянса Молочного Чая» (Milk Tea Alliance) – онлайн-сообщества активистов из Тайваня, Гонконга, Таиланда и Мьянмы, выступающих против диктатуры, авторитаризма и коммунизма. Как представляется, данные действия американцев и их союзников однозначно направлены против распространения влияния Китая и на устранение неугодных для Запада режимов в ряде стран, включая РСМ, Таиланд, Лаос, Вьетнам, Камбоджу. На базе «молочного чая» также распространяются антиправительственные настроения среди этнических китайцев, проживающих за рубежом или часто бывающих с деловыми целями в странах, где имеется доступ к данной сети. В настоящее время Нейпьидо внедряет новые меры по борьбе с антигосударственной пропагандой в стране и ужесточает контроль за использованием ресурсов сети Интернет. Вероятно, содействие в сфере кибер-безопасности оказывается китайскими партнёрами.
Специальный доклад ООН по ситуации в Мьянме констатирует, что в настоящее время 15 млн из 54 млн жителей страны нуждаются в помощи. Под особенным риском находятся дети, пожилые граждане, инвалиды и люди с хроническими заболеваниями, так как временное правительство РСМ не имеет возможности своевременно и качественно оказывать медицинскую помощь населению. Среди главных причин столь сложной ситуации специалисты ООН называют тяжелую эпидемиологическую обстановку с COVID-19, а также экономический кризис в стране, однако умалчивают о практически полной блокировке торговых и финансовых операций по инициативе Запада. В ситуации же с рохинджа, которые, по данным ООН, подвергаются ущемлениям со стороны режима, никак не раскрывается проблема связанной с ними преступности, нападений на местное население и представителей власти, участия в международных группах экстремистской направленности.
Таиланд и Индия не против сотрудничества в Нейпьидо
Обращает на себя внимание и попытка США и их союзников надавить на других важных экономических и политических партнёров Мьянмы. В частности, спецпосланник Государственного секретаря США Н. Хейзер в январе 2022 года обратилась к премьер-министру Таиланда П. Чан-Оча с требованием призвать Нейпьидо выполнять план мирного урегулирования, принятый АСЕАН. Как представляется, тайские власти проигнорировали позицию США во многом из-за схожести внутренний ситуации в стране с происходящим в РСМ, так как фактически именно армия поддержала действующего монарха, против которого выступала демократическая оппозиция. Бангкок и Нейпьидо активно развивают политические связи, в основном на базе укоренившихся отношений между военными верхушками. Оказывалось давление со стороны Вашингтона и на Камбоджу, так как именно премьер-министр Хун Сен пытался вернуть Мьянму в АСЕАН и восстановить диалог по экономическим и гуманитарным вопросам.
Индия, имея 1700 км государственной границы с Мьянмой, проявляет озабоченность положением дел в соседней стране. Можно утверждать, что Нью-Дели скорее настроен на диалог с новыми властями, о чём свидетельствуют результаты визита в Нейпьидо секретаря по международным делам Шрингла. В частности, индийская сторона выразила готовность продолжать военно-техническое сотрудничество, в том числе помогать с освоением подаренной в 2020 году подводной лодки. Также был уточнён список террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, действующих с территории Мьянмы против индийских властей, и определены первоочередные меры по предотвращению их активности. Нью-Дели демонстрирует интерес к эксплуатации глубоководного порта Ситуэ и созданию мультимодального транспортного коридора. С мьянманской же стороны неоднократно озвучивалось пожелание прекратить поддержку Индией оппозиционных демократических движений в РСМ.
Курс на развитие сотрудничества с «незападными» странами продолжится
Очевидно, что несмотря на международную изоляцию военный режим Мьянмы пытается развивать связи по нескольким направлениям. В условиях снижения влияния США и стран Запада в Юго-Восточной Азии разворачивается кампания по «девестернизации» региона, основными движущими силами которой можно назвать Китай и Индию. При этом сегодня появились условия для более продуктивного взаимодействия между Пекином и Нью-Дели и разделения сфер ответственности, избегая обострения имеющихся разногласий. Данная тенденция окажет скорее позитивное влияние на Мьянму, так как углубление отношений с КНР, Индией, Таиландом, Камбоджей, а также и с Россией, будет способствовать решению экономических задач, урегулированию внутриполитической ситуации и выходу из гуманитарного кризиса.
О компании Asia Risk Research Center
Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.
Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.