Комментарий ARRC: В руководстве Южной Кореи собралась команда «проблемных» для США сторонников сотрудничества с Пхеньяном

Комментарий ARRC: В руководстве Южной Кореи собралась команда «проблемных» для США сторонников сотрудничества с Пхеньяном

 

3 июля 2020 г.  в высшем политическом руководстве Республики Корея произошли перестановки на направлениях, связанных с безопасностью и Северной Кореей. На влиятельные посты пришли фигуры, которые выступают за активное развитие диалога и сотрудничества с КНДР и готовы ради этого действовать без оглядки на США. Это в ближайшее время может привести к столкновению между Соединёнными Штатами и Республикой Корея, хотя вряд ли конфликт (если он случится) будет носить открытый характер. 

Кого назначили?  

Перестановки, о которых было объявлено в начале июля, были во многом ожидаемы, а формальным поводом стало недавний кризис в межкорейских отношениях. Стоит оговориться, что ряд назначений должны ещё пройти процедуру слушаний в парламенте, но в данном случае мнение депутатов будет рекомендательным, а доминирование правящей партии в нынешнем составе Национального собрания (НС) Кореи гарантирует положительное заключение со стороны народных избранников. 

Новые назначения были сделаны на следующие посты: глава Управления государственной безопасности администрации президента РК, директор Национальной разведывательной службы (НРС) РК, министр объединения и два помощника президента РК по вопросам внешней политики и безопасности. 

Формально самым влиятельным из этих постов является (руководитель Управления государственной безопасности администрации президента РК.  Здесь осуществляется координация всего комплекса вопросов внешней политики, обороны, безопасности и отношений РК с Северной Корее (что также часто относят к безопасности). На это пост назначен 65-летний Со Хун, который до этого занимал пост директора НРС и проработал в разведке 28 лет.

Вместо Со Хуна главным разведчиком Южной Кореи стал 78- летний политик Пак Чи Вон, который является выходцем из политических сил, дружественных нынешнему президенту, хотя в последние несколько лет иногда допускал критические высказывания в адрес президента РК Мун ЧжэИна

На должность министра объединения РК выдвинут 56-летний Ли Ин Ён. Тоже политик, из правящего лагеря, депутат парламента, в прошлом – студенческий активист. 

Некогда глава администрации президента РК ЛимЧжон Сок вернулся в руководство и назначен на должность помощника президента РК по вопросам внешней политики и безопасности. Эту же должность получил и Чон Ы Ён, который до этих перестановок был главой Управления государственной безопасности администрации президента. 

Говоря о недавних перестановках, стоит упомянуть ещё одного политика, чьё назначение прошло раньше и состоялось по парламентской линии. Это глава Комитета по внешней политики и объединению парламента РК, депутат правящей Демократической партии «Тобуро» Сон Ён Гиль.

Кратко о политических взглядах новых назначенцев 

Новых назначенцев СМИ и эксперты уже назвали «северокорейской командой» Мун ЧжэИна. Все они являются в той или иной степени сторонниками развития сотрудничества с Северной Кореей, а многие имеют богатый опыт контактов с КНДР. Например новый глава НРС Пак Чи Вон играл очень важную роль при президенте РК Ким Дэ Чжуне. Пак вел от имени Южной Кореи секретные переговоры с северокорейцами и затем лично передал им деньги за первый межкорейскийсаммит, который состоялся в июне 2000 г. Пак Чи Вон и Со Хун затем принимали участие в организации всех последующих саммитов, при этом Со был одним из главных кураторов от НРС данного направления. 

ЛимЧжон Сок и Чон Ы Ён активно выстраивали отношения с КНДР в начальный период правления Мун ЧжэИна. Ли Ин Ён и Сон Ён Гиль также среди главных сторонников развития связей с КНДР и никогда этого не скрывали. 

Необходимо также отметить, что из новых фигур, пожалуй, только Со Хун, будучи главой НРС и активно контактируя с США, сумел сохранить хорошие отношения с Вашингтоном. Все остальные в той или иной степени не скрывали своего недовольства по поводу чрезмерного вмешательства США в то, как Южная Корея выстраивает свои отношения с КНДР. Они неоднократно указывали, что Вашингтон мешает развитию межкорейского сотрудничества, а Сеулу необходимо вести более самостоятельную линию.

Сон Ён Гиль и ЛимЧжон Сок в этом плане делали весьма прямые заявления, подчёркиваясвоё негативное отношение к политике США, которые требуют от Сеула поддерживать жёсткую линию в отношении Пхеньяна. 

США вряд ли это понравится  

Понятно, что США не будут комментировать эти назначения, но очевидно, но подбор такой команды на самых высоких и влиятельных постах, имеющих отношение к Северной Корее, точно не радует Вашингтон. 

США настаивают на том, чтобы Северная Корея сделала реальные шаги на пути ядерного разоружения, в руководстве Южной Кореи теперь много тех, кто считает, что ядерную проблему и межкорейское сотрудничество не надо увязывать.  Кроме того, у США совсем скоро всё  внимание будет поглощено лишь предвыборной кампанией, а потому нынешнему руководству Соединённых Штатов, которое будет помогать Дональду Трампу остаться на второй президентский срок, будет не до Южной Кореи. 

В Сеуле же считают, что времени у них не так много – в мае 2022 г. будут президентские выборы, а потому для достижения нового прорыва на северокорейском отношении надо торопиться. 

Концентрация на влиятельных постах весьма энергично настреонныхсторонников активного развития связей с КНДР и независимой от США политики, а также недавнее заявление президента РК Мун ЧжэИна о необходимости самостоятельных действий на северокорейском направлении позволяют говорить о высокой вероятности активизации Сеула. 

Официальные представители Вашингтона ничего не сказали, но независимые американские эксперты, а также их южнокорейские коллеги уверены, что так или иначе, но определённое столкновение и конфликт между США и РК по поводу КНДР неизбежны

Что будет дальше?  

Можно повториться и сказать, что с новой командой, позицией президента РК и не такого уж и большого запаса времени Южная Корея уже в ближайшее время начнёт проявлять активность на северокорейском направлении. При этом теперь Сеул вполне может начать позволить себе проявлять «строптивость» и действовать не так, как этого хотят Соединённые Штаты. 

Не исключено, что дело дойдёт и до роспуска либо фактического «обезоруживания» американо-южнокорейской рабочей группы, которая является органом контроля со стороны США за всеми инициативами Сеула в отношении Пхеньяна. Недовольство результатами деятельности этого органа, которое формально не имеет каких-то полномочий, а лишь создано (если говорить с точки зрения законов) для двусторонних консультаций, уже неоднократно высказывали влиятельные политики РК, включая тех, кто сейчас получил новые назначения. 

То есть в той или иной степени процесс «притирки» или конфликта между США и РК по северокорейскому вопросу в определённой степени неизбежен. Правда вряд ли он будет носить открытый характер, а скорее будет заметен по косвенным признакам и уже итоговым действиям каждой из сторон. Можно ожидать, что ставший главным координатором внешней политики РК Со Хун, используя свои личные хорошие отношения с Госдепартаментом и ЦРУ, с которыми он активно общался в годы работы в НРС, будет пытаться как-то сгладить разногласия. Однако эти расхождения неизбежны, но пока неясно, как далеко будет готов зайти Сеул в споре с США ради Пхеньяна. 

Тут также стоит учитывать, что в последнее время и КНДР ведёт себя весьма недружественно по отношению к Сеулу. Если Пхеньян продолжит эту линию и будет игнорировать все попытки РК наладить диалог и сотрудничество, то и у сторонников межкорейской дружбы в Сеуле рано или поздно исчезнет запал и желание что-то делать ради «мира на Корейском полуострове и объединения корейской нации».

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.