Анализ ситуации: Китай и Аргентина сближаются к неудовольствию США

Анализ ситуации: Китай и Аргентина сближаются к неудовольствию США

 

     Присоединение Аргентины к китайской инициативе «Пояс и путь» (ИПП) можно расценивать как закрепление Пекина в некогда традиционной американской сфере влияния. Одновременно и решение Буэнос-Айреса можно рассматривать как выражение несогласия с гегемонией США в Латинской Америке и желания повысить политический статус страны, а также значение в мировой экономике.

Многомиллиардные соглашения на саммите в феврале 2022 г.

   Ввиду затянувшегося перерыва в прямых переговорах на высшем уровне из-за эпидемии коронавируса Китай использовал открытие Зимних Олимпийских игр – 2022 в качестве площадки для обсуждения вопросов взаимодействия с ключевыми зарубежными партнёрами, лидеры которых прибыли на мероприятие. Более того, можно утверждать, что именно спортивное событие стало символом структурных изменений в мировом порядке. Дипломатический бойкот, объявленный Пекину странами Запада и некоторыми их союзниками, позволил китайскому руководству окончательно определить приоритеты внешней политики и ранжировать государства по степени дружественности, а значит и приоритетности для развития партнёрства.

    В феврале 2022 года состоялась встреча председателя КНР Си Цзиньпина и президента Аргентины Альберто Фернандеса. Главы государств договорились об углублении двустороннего стратегического сотрудничества в сфере торговли, взаимных расчётов, а также характере намеченных к реализации проектов в рамках инициативы «Пояс и путь».

   Среди подписанных соглашений – пятилетний план по сотрудничеству в сфере сельского хозяйства. Китай – крупнейший мировой покупатель аргентинских сои и говядины, данная продукция составляет до 75% от всего объёма экспорта в КНР и спрос только растёт. По ожиданиям экспертов, продажи сельскохозяйственных товаров Аргентиной Китаю в 2022 году составят более 6 млрд долл. В случае принятия китайцами предложений о закупках зерновых данная сумма увеличится ещё больше. Акцент при развитии сотрудничества делается на «зелёном» сельском хозяйстве, вся аргентинская продукция позиционируется на китайском рынке как «экологичная», что добавляет ей привлекательности среди растущей прослойки «среднезажиточного» общества.

   Также между странами существует практика конверсионных сделок юань-песо, открыта своп-линия между государственными банками. Данный механизм позволяет обезопасить торговлю и производить расчёты без привязки к доллару, а также без использования счетов в американских банках. Ряд ценных бумаг аргентинских предприятий, а также совместных компаний допущены к прямым торгам на китайских биржах.

    На февральской встрече были подписаны меморандумы о взаимопонимании на общую сумму 23,7 млрд долл. Китайские инвестиции предполагается направить на реализацию инфраструктурных проектов в рамках ИПП. Аргентинская сторона рассчитывает получить вложения в дорожную сеть, портовые мощности, модернизацию промышленных объектов, развитие систем связи. Важная роль отводится проекту совместного строительства АЭС «Атуча-3» в наиболее населённой провинции Буэнос-Айрес, стоимостью 8 млрд долл. Китайские специалисты также проявили интерес к ветряной и солнечной энергетике в стране.

     Традиционно основу импорта из КНР составляют телекоммуникационное оборудование, средства связи, бытовая техника. Согласно подписанным документам и обсуждаемым инициативам, в Аргентине может быть налажен выпуск ряда наименований данной продукции, а также китайских автомобилей и запасных частей к ним.

    Ещё одной сферой двусторонних отношений является туризм. Особую привлекательность имеют туры на Огненную Землю и в антарктические широты. Снижение уровня заболеваемости COVID-19 позволяет говорить о скором возобновлении обменов, а также вложениях китайских инвесторов в туристскую инфраструктуру, включая отели, транспортную сеть.

Буйно-Айрэс дрейфует к Пекину

    В последние несколько лет Аргентина планомерно проводит линию на сближение с КНР в попытке решить внутриэкономические проблемы и облегчить долговое бремя после дефолта 2020 года. В мае 2017 года предыдущий президент Маурисио Макри в числе 29 глав государств и правительств принял участие в первом Форуме «Пояса и пути» в Пекине, где выразил твёрдое желание присоединиться к инициативе. Вскоре после этого на Буэнос-Айрес и солидарную с ним Бразилиа усилилось давление со стороны Вашингтона. В частности, администрация Д. Трампа существенно повысила пошлины на ввоз бразильских и аргентинских стали и алюминия, мотивируя своё решение спекуляциями латиноамериканских государств на курсе национальных валют. Также американцы выразили протест относительно размещения в провинции Неукен на юго-западе Аргентины китайской станции слежения за космическими объектами, которая на взгляд Пентагона, может использоваться и в военных целях.

    После первого Форума стран «Пояса и пути» Китай всерьёз стал рассматривать Аргентину как альтернативный источник пищевой и сельскохозяйственной продукции. В обмен Буэнос-Айресу было предложено содействие в модернизации промышленности и ключевой инфраструктуры. Также взгляд китайских инвесторов обратился на добычу стратегически важного лития, который используется для изготовления батарей высокой ёмкости, в том числе в электромобилях и беспилотных аппаратах.

    Нынешний аргентинский президент Фернандес  неоднократно заявлял, что его страна намерена преодолеть экономическую зависимость от Вашингтона и разорвать порочный круг кредитов Международного валютного фонда. Главный инструмент для этого – развитие отношений с Китаем и Россией. Аргентина стала первой страной Южной Америки, присоединившейся к глобальной программе создания инфраструктуры, которую представляет «Пояс и путь». Тем самым Китай проник на «задний двор» США и получил возможность вовлечения других стран региона в случае успехов аргентинских проектов.

Проблемные моменты китайско-аргентинских отношений

     Нельзя не упомянуть однако о ряде спорных моментов в двусторонних отношениях. В частности, китайские рыболовецкие суда неоднократно допускали нарушения исключительной экономической зоны Аргентины. В 2016 году Береговая охрана даже утопила китайский траулер, к счастью обошлось без жертв. Режим рыболовства активно обсуждается профильными ведомствами двух стран, поэтому стоит ожидать существенного прогресса.

  Ещё один момент – скупка китайскими компаниями долей аргентинских добывающих и перерабатывающих предприятий на волне внутриэкономического кризиса и дефолта. Правительство Фернандеса было вынуждено ограничить данные операции, а в ряде случаев прибегнуть к национализации, что вызвало недовольство китайцев. Скорее всего, в будущих соглашениях о партнёрстве будут более чётко прописаны гарантии инвесторам из КНР, а также права аргентинской стороны.

   Крайне интересно и то, что китайское руководство признало полный суверенитет Аргентины над Мальвинскими островами и призвало к скорому началу переговоров с Великобританией о статусе территории. Данный шаг можно рассматривать в контексте общего ухудшения англо-китайских отношений в последнее время. Крайне чувствительными для Пекина оказались манёвры Королевских ВМС в Южно-Китайском море, а также заключение соглашения о военно-техническом сотрудничестве AUKUS между Австралией, Великобританией и США.

Вашингтон обеспокоен активностью Китая в Латинской Америке

   Как представляется, в условиях нарастания дезинтеграционных явлений в мировом порядке достижение договорённостей с Аргентиной о включении в инициативу «Пояс и путь» является несомненным достижением китайской дипломатии. Пекин рассматривает Форум Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC) как один из перспективных форматов взаимодействия. К числу результатов внешней политики КНР на южноамериканском направлении также стоит отнести переговоры о свободной торговле с Эквадором, а также развитие связей с Никарагуа, ранее отозвавшей признание Тайваня. Данная тенденция представляет серьёзный повод для беспокойства Вашингтона. Администрация Байдена пытается компенсировать китайские усилия продвижением в регионе международной экономической инициативы «Восстановим лучший мир» (Build Back Better World), разработанной странами «Большой семёрки» в качестве ответа на ИПП. Вероятно, для развивающихся стран Южной Америки и Карибского бассейна будет только расти привлекательность незападных форматов сотрудничества, основанных на конкретных принципах взаимной выгоды, а не на неких общих «либеральных ценностях».

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.