Анализ ситуации: КНДР анонсировала наступление «тревожной весны 2022 г.»

Анализ ситуации: КНДР анонсировала наступление «тревожной весны 2022 г.»

 

     На очередном заседании Политбюро ЦК Трудовой партии Кореи КНДР прозрачно намекнула на возможность отказа от введенного почти четыре года назад моратория на испытания ядерного оружия (ЯО) и запуски межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Хотя это автоматически не означает, что Пхеньян немедленно начнет приводить угрозы в исполнение, но вероятность такого сценария существенно возросла, тем более что совсем скоро у КНДР будут хорошие поводы для этого. Ядерные или МБР-испытания КНДР скорее всего серьезно повлияют на ситуацию в регионе, а также могут даже определить, кто станет президентом Южной Кореи на выборах, до которых осталось менее двух месяцев.

Что сказал Пхеньян

     Заявление, которое спровоцировало большую обеспокоенность у окружающих стран, КНДР сделала в ходе прошедшего в среду 19 января 6-го заседания Политбюро Центрального Комитета Трудовой партии Кореи 8-го созыва.

     Согласно опубликованному на следующий день сообщению Центрального телеграфного агентства Кореи (ЦТАК), на заседании Политбюро ЦК ТПК обсуждались «главные политические вопросы партии и государства», а также был заслушан «аналитический доклад о сложившейся ситуации вокруг Корейского полуострова и ряде международных вопросов». После этого высшее партийное руководство КНДР обсудило «дальнейшее направление реагирования на США» (цитаты приводятся согласно публикации ЦТАК на русском языке – прим. автора).

     Судя по итогам и принятым решениям, Пхеньяну очень не понравилась та политика, которую руководство США выстраивает в отношении Северной Кореи. Если верить ЦТАК, список претензий северокорейцев к американцам очень обширный. Вашингтон «в последнее время несправедливо придирался к законному использованию КНДР суверенными правами», «проводил сотни раз совместные учения, в прекращении которых сами заверяли», «испытывали стратегические вооружения», «ввозили сверхсовременные наступательные вооружения в Южную Корею и перебрасывали стратегические ядерные средства в окружающий регион Корейского полуострова», «злобно клеветали» на КНДР и «более 20 раз бесчинно вводили односторонние санкции».

     В этой связи был сделан вывод, что «разбойническая сущность США не будет изменяться», а «враждебная политика США против Кореи продолжится». Также отмечено, что несмотря на мирные усилия Пхеньяна «враждебная политика и военная угроза со стороны США подошли к недопустимой опасной грани».

     В итоге Политбюро ЦК ТПК приняло следующие решения: «необходимо быть более твердо готовыми к долговременной конфронтации с американскими империалистами», «перейти к практическому и незамедлительному действию для более надежного, более уверенного укрепления наших сил в целях защиты достоинства, прав и интересов нашего государства».

     Главная же фраза, которая по сути и спровоцировала разного рода спекуляции среди зарубежных экспертов, была таковой: Политбюро ЦК ТПК «распорядилось срочно рассмотреть вопрос о всестороннем пересмотре мер для построения доверия, предпринятых нами в первоочередном и инициативном порядке, и возобновлении приостановленных всех действий».

Что всё это значит

     Очевидно, что подобное заявление, которое было широко распространено СМИ КНДР, нацелено в основном на зарубежную аудиторию, и его, следует признать, за границей хорошо услышали. Практически немедленно ведущие эксперты и политики окружающих стран стали выступать с комментариями о возможных последствиях данного шага.

     Хотя в опубликованном документе ни слова не говорится о возобновлении ядерных испытаний и запусков межконтинентальных баллистических ракет, но намек слишком очевиден, чтобы его не понимать. Пхеньян подразумевал, что он может отказаться от введенного в одностороннем порядке в апреле 2018 г. Ким Чен Ыном моратория на тесты ЯО и МБР. Тогда это было сделано как жест доброй воли с явной надеждой на ответные шаги со стороны Вашингтона.

Почему КНДР это сделала

     Почему же Северная Корея пошла на такой шаг? Хотя КНДР всё же оставила Вашингтону время и пространство для манёвра, не заявляя, что немедленно возобновит подрывы ядерных боезарядов и запуски баллистических ракет большой дальности, но вероятность такого сценария заметно возросла. Это, в свою очередь, спровоцировало рост напряжённости в регионе и привлекло внимание к КНДР.

     Как видится, основная причина подобных действий Пхеньяна кроется в недовольстве политикой Вашингтона, что, впрочем, прямо говорится в заявлении ЦТАК. Если же переводить на более понятный язык витиеватые обороны, которые были опубликованы на сайте информагентства, то с точки зрения КНДР, она с апреля 2018 г. сделала жест доброй воли, прекратив те шаги, которые больше всего беспокоили США, но в ответ ничего не получила. Даже, скорее, хуже: получила в ответ лишь санкции, продолжение учений (пусть и в сокращённом виде), наращивание американцами и южнокорейцами вооружений в непосредственной близости от КНДР.

  Одновременно Пхеньяну стало очевидно, что США нынешняя патовая ситуация на северокорейском направлении устраивает: Вашингтон призывает КНДР к переговорам, но отказывается делать какие-либо предварительные шаги по ослаблению давления на Пхеньян. А что, что Северная Корея отказывается от диалога, то это Соединенным Штатам вполне на руку: пока КНДР не взрывает ядерные бомбы, не запускает способные достигнуть территории США ракеты и не идёт на открытые военные столкновения, то Вашингтон имеет возможность заниматься другими, более важными для США делами: противостоянием с Китаем, конфликтом на Украине, борьбой с коронавирусом и прочим. Пхеньян, насколько можно судить, подождал, пока Байден сформирует свою команду и «заведёт» внешнеполитическую машину, посмотрел, что США делают в отношении КНДР, и сделал свои выводы – ждать далее смысла больше нет, США на уступки не пойдут, а санкции и самоизоляция из-за коронавируса день ото дня наносят серьезные удары по северокорейской экономике. То есть, согласно логике Пхеньяна, пора повышать ставки, так как нынешний застой устраивает США и может продолжаться все время, пока Байден у власти, а КНДР же становится только хуже.

Что будет дальше

     Вопрос о том, как же поступит КНДР сейчас волнует многих, и возможных сценариев здесь несколько.

     Как уже было сказано, Пхеньян всё же пока не сжёг полностью мосты, а лишь дал понять, что не будет долго терпеть нынешнюю ситуацию. То есть США имеют возможность так или иначе отреагировать. Скорее всего именно на это рассчитывает Пхеньян - что Вашингтон инициирует переговоры и в итоге будет более уступчивым. По поводу односторонних уступок со стороны администрации Байдена можно долго сильно сомневаться, но нельзя исключать, что КНДР и США действительно попытаются возобновить предметный диалог. Так, в принципе, уже ранее случалось, когда угрозы Пхеньяна на самом деле означали приглашение к переговорам. Вполне возможно, что то же самое произошло и на этот раз, вопрос лишь в том, откликнутся ли на него в Вашингтоне.

    Другой вариант гораздо менее приятный и который подразумевает, что КНДР пойдет на возобновление запусков МБР или/и ядерные испытания. Возможно, что Пхеньян попытается несколько смягчить первый удар, произведя, допустим, попытку выводу на орбиту искусственного спутника Земли, что уже ранее обещал. Правда это США воспримут как запуск ракеты большой дальности, так как технологии во многом схожие.

     Нельзя также исключать, что КНДР в худшем случае зайдёт сразу «с козырей», запустив полноценную МБР или продолжив ядерные испытания. С точки зрения военных и инженеров Северной Кореи, необходимость в этом есть: КНДР провело свои последние пока испытания ЯО и МБР более четырех лет назад – соответственно 3 сентября и 29 ноября 2017 г. Но работы по совершенствованию ракетно-ядерных арсеналов не останавливались: на параде по случаю 75-летия создания ТПК в октябре 2020 г. КНДР показала новую модель МБР «Хвасон-17», которая, согласно оценкам зарубежных экспертов, имеет радиус действия на 2000 км больше, чем запущенная в ноябре 2017 г. «Хвасон-15». Кроме того, в 2019 г. на ракетном полигоне Тончханни дважды были испытаны новые ракетные двигатели. Параллельно КНДР вела работы по созданию разделяющихся боеголовок. Для проверки работоспособности новых систем и принятию на вооружение их необходимо испытывать и желательно не один раз, так что ракетчики КНДР будут только рады возобновить запуски. То есть эти тесты необходимы с технической точки зрения.

     Можно предположить, что и ядерщики Страны чучхе не сидели сложа руки, а потому тоже найдут, что проверить при помощи новых ядерных взрывов. Впрочем, стоит признать, тесты ядерных боезарядов будут скорее всего самой сильным, а потому наверняка последним из шагов, на который КНДР пойдёт. Если до этого дело и дойдёт, то скорее всего не сразу.

   Вместе с тем, обеспокоенность вызывает тот факт, что у КНДР в ближайшее время будет достаточно поводов, чтобы устроить ракетно-ядерный фейерверк. Совсем скоро КНДР будет отмечать два своих крупнейших праздника – «День яркой звезды» или день рождения Ким Чен Ира, который приходится на 16 февраля, и «День солнца» или день рождения Ким Ир Сена 15 апреля. При этом 2022 г. в плане данных праздников год особенный, так как он – юбилейный. Со дня рождения Ким Чен Ира исполнится 80, а Ким Ир Сена – 110 лет. Северная Корея обычно очень часто сопровождала подобные даты и особенно юбилеи какими-либо эффектными шагами,  типа запусков ракет и ядерных испытаний, видя в этом доказательство укрепления обороноспособности. Получается, что повод есть и он очень хороший.

    Можно также добавить, что в марте или апреле США и Южная Корея проведут очередные регулярные совместные военные маневры, на которые Пхеньян всегда реагирует очень нервно и иногда сопровождал их ответными действиями типа тех же самых ракетных запусков.

   То есть, резюмируя, КНДР имеет причины и поводы возобновить испытания ЯО и МБР и прекрасно понимает, что это также очень хорошо осознают и в США, и в Южной Корее, и в остальных странах.

Последствия

     Возможные последствия зависят естественно от конкретных действий КНДР. Если возобновятся американо-северокорейские переговоры, то мир вздохнет с облегчением и надеждой на улучшение ситуации. Все остальные из описанных из описанных выше сценариев приведут к обострению ситуации в регионе, причем очень существенному.

    Как мы уже отмечали, пусть даже совершенно искренняя попытка КНДР вывести на орбиту обычный спутник приведет к очень сильному давлению на Пхеньян со стороны США и стран Запада. Соединённые Штаты и союзники конечно же не будут брать в расчёт отговорки КНДР с отсылками на «всеобщее право на мирное освоение космоса» и то, что орбитальная группировка спутников Северной Корее объективно нужна хотя бы в самих мирных целях, а напомнят про запрет со стороны ООН для КНДР на запуск ракет с использованием баллистических технологий. Как известно, запуски спутников как минимум в значительной части совпадают в плане технологий с запусками МБР, а потому Пхеньяну будут пытаться вменять именно запуск ракет большой дальности.

    Возможно, что КНДР надеется на то, что в этом случае, когда будет «самый мирный» из возможных сценариев запусков Пхеньяна, то Пекин, а также возможно Россия откажутся поддерживать ужесточение санкций по линии ООН. Расчёт здесь на то, что Китай традиционно не заинтересован в дестабилизации ситуации в КНДР, а также на то, что отношения Вашингтона с Пекином и Москвой крайне напряженные, а потому КНР и РФ не будут настроены помогать США. Правда даже с учётом этого запуск спутника – весьма рискованная затея. Точно можно предполагать, что США даже без ООН введут односторонние дополнительные санкции против Пхеньяна, и этому последуют союзники Вашингтона. Можно также ожидать, что США пойдут на наращивание военного присутствия, включая направление к Корейскому полуострову авианосных группировок, атомных подлодок с ЯО на борту, стратегических бомбардировщиков и истребителей-«невидимок». Естественно, что всё это приведет к резкому росту напряженности в регионе в целом и вокруг КНДР в частности.

     Если же Пхеньян пойдёт на запуски именно МБР и испытания ядерного оружия, то здесь, пожалуй, даже Пекин и Москва не смогут отказаться от санкций по линии ООН, а США и союзники прибегнут к максимальным мерам по демонстрации своей военной мощи с авианосцами, атомными подлодками, стратегическими бомбардировщиками и прочим. Со своей стороны, КНДР тоже вряд ли оставит это без ответа – могут последовать новые запуски, открытые угрозы устроить «ядерное пепелище» на месте Вашингтона и Нью-Йорка и прочие громкие фразы. Нельзя исключать, что мы вновь вплотную подойдем к возможности вооруженного конфликта, как это было в конце 2017 г.

     Кроме того, запуски МБР (или даже спутника) и испытания ЯО скорее всего серьёзно повлияют на президентские выборы в Южной Корее, которые пройдут совсем скоро – 9 марта. Нынешний президент Мун Чжэ Ин, который не имеет права переизбираться, сделал ставку на развитие сотрудничества с Пхеньяном, искренне старался сделать то, что было в его силах (при условии того, что Сеул всё же не может рисковать своими связями с США ради КНДР) и добился немалого. Запуски и ядерные тесты наглядно докажут, что его подход не сработал и вполне могут качнуть предпочтения южнокорейского электората в сторону жёстко настроенной к КНДР консервативной оппозиции во главе с кандидатом Юн Сок Ёлем. Учитывая, что по опросам рейтинги Юна и кандидата от проправительственного лагеря Ли Чжэ Мёна сейчас примерно равны, что запуски ракет большого радиуса действия или уж тем более ядерные взрывы легко могут изменить предпочтения как минимум нескольких процентов избирателей Южной Кореи, что будет вполне достаточно для победы консерваторов.

     С другой стороны, Пхеньян прекрасно понимает, что особенно ядерные взрывы – это точно та карта, которая обозлит абсолютно всех, включая Пекин, который это постоянно подчеркивал. Кроме того, 4 февраля в Китае стартуют зимние Олимпийские игры, и Поднебесная будет очень недовольна, если КНДР начнёт нагнетать напряжённость совсем рядом, отвлекая внимание от праздника спорта, который Пекин хотел бы использовать в целях саморекламы.

     В этой связи можно предположить, что пока Северная Корея даст некоторое время США, чтобы те как-то отреагировали, а заодно чтобы спокойно прошла Олимпиада и Паралимпида-2022 в Пекине. А вот уже после этого, когда/если Вашингтон не изменит свою позицию, и когда будет заявлено о старте американо-южнокорейских маневров и когда подойдет 110-я годовщина Ким Ир Сена, вот тогда вполне можно ожидать каких-либо эффектных шагов со стороны Пхеньяна. Скорее всего это всё же будет либо вывод спутника или запуск МБР, а ядерные взрывы КНДР оставит на случай дальнейшего роста напряженности.

     Нас же, похоже, ждет тревожная весна, что, впрочем, для тех, кто занимается проблематикой Северной Кореи, бывало уже неоднократно. Весна на Корейском полуострове регулярно была тем временем года, которое ждали с обеспокоенностью. Не исключено, что мы возвращаемся к «привычному циклу», если, конечно, США и КНДР «внезапно» не договорятся возобновить переговоры.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.