Анализ ситуации:  Космос продолжают вооружать

Анализ ситуации: Космос продолжают вооружать

 

     Очередная «стрельба» российских военных по старым космическим спутникам спровоцировала бурную реакцию у США, стран Запада и даже у Южной Кореи. В целом можно констатировать, что мы имеем дело с милитаризацией космического пространства, а попытки создать правовой режим, запрещающий размещение оружия на околоземной орбите, пока не находят отклика в том числе у тех, кто критиковал Москву.

В десятый раз…

Испытание российскими военными системы противоракетной обороны «Нудоль» 15 ноября 2021 г. вызвало реакцию со стороны представителей иностранных государственных ведомств, а также привлекло внимание зарубежных экспертов. Несмотря на то, что это как минимум десятое по счёту испытание данного комплекса с 2014 года (а возможно и раньше), при недавних стрельбах впервые был поражён старый космический аппарат «Космос-1408» («Целина-Д»), запущенный ещё в 1982 году, вышедший из строя уже через два года и находившийся почти 30 лет на высоте порядка 500 км. 

Интересно, что о возможности перспективной российской ракеты поражать коммуникационные и навигационные спутники, расположенные на низкой околоземной орбите (как правило, от 300 км) американские СМИ со ссылкой на источники в разведслужбах сообщили сразу после испытания, проведённого в декабре 2018 года. Тогда же вашингтонские аналитики высказали предположение, что Россия будет развивать потенциал противоракетной и противокосмической обороны в ближайшем будущем. В качестве главной причины называлось принятие в США новых планов в сфере ПРО (Missile Defense Review 2019), предусматривавших совершенствование наземного и морского компонентов.

Была ли МКС в опасности?

Сразу после ноябрьских сообщений о поражении старого спутника зарубежные СМИ подчеркнули опасность возникших обломков для находящихся на низкой орбите действующих объектов, в том числе Международной космической станции. Затем в NASA вслед за Роскосмосом признали, что станция находится в «зелёной зоне» и риск столкновения с космическим мусором очень мал. Стоит отметить, что пространство вокруг Земли на высоте от 160 до 600 км считается чрезвычайно «загрязнённым», там находится несколько миллионов объектов размером от 1 см, из которых обнаружено и отслеживается не более 10%, а самыми «мусорящими» в Космосе странами считаются Китай, США и Россия. Так что 500 фрагментов, возникших после разрушения «Целины-Д», конечно, нельзя назвать приятным дополнением к испытаниям, и в будущем эту проблему предстоит решать. При этом, по имеющимся данным, в России уже разрабатывается сервисный спутник (фактически аппарат-уборщик) «Ликвидатор», который может быть протестирован уже в 2025 году. О похожих планах ранее объявляло и Европейское космическое агентство.

Гонка космических вооружений на Земле и на орбите

Фактически Госдепартамент США, МИД ФРГ и внешнеполитические ведомства ряда других стран не выдвинули в адрес России конкретных претензий, кроме опасности от возникших обломков. Эпитеты «безрассудный», «безответственный», «деструктивный» касались неких неопределённых, но возрастающих рисков безопасности и стабильности в космосе. На предложение представителя МИД РФ совместно выработать положения многосторонней договорённости о предотвращении гонки вооружений в космическом пространстве иностранные государства (прежде всего, США, которые и имелись в виду) пока не отреагировали.

Речь идёт о запрете на размещение в космическом пространстве любых видов вооружений, а также применение силы (в космосе, из космоса или в отношении космоса), что исключает размещение там ударных или оборонительных систем, а также использование средств несанкционированного воздействия на объекты орбитальной инфраструктуры. В настоящее время, согласно договору от 1967 года «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», на орбите Земли и небесных телах запрещено только размещение оружия массового уничтожения.

Стоит вспомнить, что США в одностороннем порядке вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года ещё 20 лет назад под предлогом необходимости защиты национальной территории от возможного ракетного нападения со стороны КНДР и Ирана. Фактически же американцы за это время сумели создать достаточно развитую систему ПРО, состоящую из наземного (системы обнаружения и наведения, шахтные ракеты-перехватчики на Аляске и в Калифорнии)и морского (боевые корабли с системой управления ракетным оружием «Иджис») компонентов. Кроме того, с 2009 года реализуется программа «Иджис Эшор» (Aegis Ashore), предусматривающая размещение сухопутного аналога данной морской системы в ряде стран – уже развёрнут комплекс в Румынии, в 2022 г. ожидается ввод в эксплуатацию объекта в Польше, аналогичный будет построен и в Японии. Особенность «берегового» варианта заключается в возможности запуска в том числе и крылатых ракет для поражения наземных целей на дальности до 2500 км. И наконец, так называемая ПРО «театра военных действий» представлена комплексами THAAD (Terminal High Altitude Area Defense), которые имеются в Румынии, ОАЭ, Республике Корея, на острове Гуам и могут появиться ещё в ряде мест, включая японскую Окинаву и Саудовскую Аравию.

Россия усматривает в подобных действиях США угрозу для существующей системы стратегической стабильности, основанной на взаимном ядерном сдерживании. Предположительно с 2009 года ведётся разработка перспективных систем ПРО, способных также поражать космические объекты военного назначения (разведки, связи и другие). Акцент делается именно на мобильные комплексы на автомобильном шасси, каковой и является «Нудоль» (возможно при постановке на вооружение получит название С-550), призванный существенно расширить возможности по защите ключевых объектов страны от ракетного нападения. По мнению военных экспертов РФ, современная ракета будет способна поражать и маневрирующие космические аппараты, подобные американскому орбитальному самолёту X-37B. Сегодня, Россия имеет только стационарную систему ПРО вокруг Москвы, что было предусмотрено договорённостями с США ещё в 1970-е годы.

Стоит отметить и то, что «противоспутниковым» оружием обладают также Китай и Индия, которые демонстрировали свои возможности по уничтожению целей в космическом пространстве в 2007 и 2019 годах, соответственно. США подобные работы ведут более 30 лет и уже проводили успешные испытания в 1985 и 2008 годах. Скорее всего, потенциал борьбы со спутниковой группировкой вероятного противника будет возрастать в ближайшее время у всех перечисленных государств, при этом одним из приоритетов будет повышение эффективности (боевой и экономической), так как пока запуск спутника несравнимо более простая задача, чем его уничтожение. Однако тенденция милитаризации космического пространства выглядит крайне тревожно, и в этом свете инициатива многостороннего соглашения о предотвращении гонки вооружений в Космосе представляется вполне разумной. Правда гарантий, что к возможным российско-американским переговорам по этому вопросу присоединятся также Китай, Индия и другие государства, потенциально способные создавать такие системы, нет.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.