Анализ ситуации:  Перемены в «стране портретов»

Анализ ситуации: Перемены в «стране портретов»

 

     Одной их характерных черт КНДР является повсеместное присутствие в стране портретов её руководителей. Впервые массовая установка началась в семидесятые года ХХ века. Правила размещения портретов были тщательно прописаны и очень мало менялись. Однако сейчас есть некоторые основания ожидать, что существенные перемены грядут и в этой сфере, что произойдёт по инициативе лидера страны Ким Чен Ына.

Необычные изображения Кима на выставке вооружений в Пхеньяне

     На выставке новых систем вооружений «Самооборона-2021», которая в октябре проходила в северокорейской столице, внимание посетителей привлекли не только многочисленные межконтинентальные и гиперзвуковые ракеты, но и скромные футболки.На концерте военно-патриотической музыки, который проходил на выставке, музыканты появились в необычных футболках: на них был напечатан чёрно-белый портрет Ким Чен Ына, вдобавок, выполненный в нехарактерном для Северной Кореи стиле. Кроме того, на стене зала выставки висела огромная фотография Кима с маршалом Пак Чжон Чхоном, хотя до этого лидер КНДР ни разу не фотографировался с кем-либо только вдвоем – обычно были групповые фотографии.

     Появление таких футболок и фотографии является разрывом с установившимися традициями, и может стать началом перемен, которые могут показаться маловажными для стороннего наблюдателя, но для самих северокорейцев имеют огромное значение. Отношение к портретам или, если говорить шире, к любым изображениям нынешних и бывших руководителей страны в КНДР всегда было вопросом весьма и весьма серьёзным.

История «портретного культа» Страны чучхе

     Нет ничего необычного в том, что портреты главы государства в обязательном порядке присутствуют в официальных учреждениях – такая традиция существует во многих странах мира. Однако, пожалуй, нигде в мире портреты эти не присутствуют в таком количестве, как в Северной Корее.  Уже полвека вся жизнь северокорейца проходит под взором вождей, которые глядят на него с вездесущих портретов.

     Ким Ир Сен является высшим руководителем страны с момента её основания, то есть с 1948 г., так что нет ничего удивительного в том, что его портреты присутствовали в официальных учреждениях с самого начала истории страны. Однако в конце 1960-х годов «культ личности» Ким Ир Сена (если использовать известное советское выражение) начал набирать обороты, причём пика этот процесс достиг в 1972 году, когда в стране с большой помпой отметили его 60-й день рождения.

     Именно в те времена были разработаны новые – на удивление детальные и строго обязательные к исполнению – правила, касающиеся размещения портретов вождя. Правила эти, с некоторыми изменениями и дополнениями, действуют до сих пор.

     В соответствии с этими правилами портрет Ким Ир Сена должен был в обязательном порядке находиться в любом жилом помещении, в том числе и в комнатах общежитий, и в армейских казармах, и в больничных палатах. Кроме этого, портрет следовало также располагать во всех официальных помещениях – но не в производственных цехах. В большинстве предприятий и учебных заведений портрет Ким Ир Сена большого размера следовало установить у проходной или над воротами. Существуют правила, которые  регламентируют размещение портов Вождя (в более поздние времена - вождей) в домах. В частности, их полагается вывешивать на определённой высоте (чуть выше человеческого роста), и на стене, на которой нет никаких других картин и изображений.

     Портреты Ким Ир Сена в начале семидесятых было также решено разместить во всех пассажирских вагонах железнодорожного транспорта. Поскольку вступивший в эксплуатацию в 1974 году пхеньянский метрополитен считался видом железнодорожного транспорта, в вагонах метро полагалось вывешивать портреты Ким Ир Сена (правило это соблюдается и поныне, хотя, как будет сказано далее, к портретам Ким Ир Сена добавились парные портреты его сына и наследника). С другой стороны, разработанные тогда правила не предполагали размещения портретов Ким Ир Сена в других транспортных средствах. Так что ни в автобусах, ни в троллейбусах в Пхеньяне – в отличие от вагонов метро – портретов нет.

     Самодеятельности в столь важном деле не допускалось, и все портреты все делались по одному, утверждаемому центральным правительством образцу, в стиле фотографического реализма. В первом варианте портрета, который стал обязательным в начале 1970-х годов, Ким Ир Сен был одет в полувоенный френч. В середине 1980-х годов появился новый образец портрета, на котором Ким Ир Сен был уже одет в костюм европейского образца с галстуком (действительно, в последние годы жизни Ким Ир Сен предпочитал гражданскую европейскую одежду). Наконец, после смерти Ким Ир Сена в 1994 году был утверждён ещё один образец портретов, который остаётся стандартом и сейчас. На портретах образца 1994 года Ким Ир Сен по-прежнему одет в европейский костюм, но при этом он широко улыбается – на ранних портретах основатель партии и государства смотрел на своих подданных сурово и требовательно. Любопытно, что портреты улыбающегося Ким Ир Сена официально именуются «солнечными образами». В этом названии содержался отсыл к одному   из самых распространённых титулов Ким Ир Сена – «солнце нации».

Усложнение «портретной системы»

     В начале 1970-х годов в Северной Корее была запущена кампания по продвижению Ким Чен Ира, которого Ким Ир Сен выбрал в качестве своего наследника. Первое время портреты Ким Чен Ира появлялись только в тех учреждениях, где они заведомо не могли попасться на глаза иностранцам (впрочем, зоркие советские дипломаты впервые разглядели такие портреты ещё в 1974 году). В конце семидесятых последовал следующий шаг: жителям Северной Кореи было объяснено, что любая северокорейская семья должна рядом с портретом Ким Ир Ср Сена разместить и портрет Ким Чен Ына, продемонстрировав свою любовь к намеченному Ким Ир Сеном преемнику. Портреты эти, разумеется, были изготовлены и распространены в централизованном порядке, но полагалось считать, что в данном случае мы имеем дело со стихийной инициативой масс.

     Итак, с конца семидесятых обязательным стало присутствие во всех частных домах двух одинаковых по размеру и стилю портретов - Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. Их появление должно было служить подтверждением той великой любви, которую к Ким Чен Иру внезапно почувствовали все его соотечественники. Впрочем, к середине восьмидесятых с фикцией «неофициальности» портретов Ким Чен Ира было покончено: с этого времени парные портреты появились повсеместно, в том числе и в общественных местах, и быстро заменили одиночные портреты Ким Ир Сена.

     Новый поворот в истории портретов произошёл в 2004 году. Тогда в высший пантеон была добавлена Ким Чжон Сук – мать Ким Чен Ира и жена Ким Ир Сена. В результате возникла новая – и, скажем прямо, довольно  запутанная - система портретов.

     В соответствии с этой системой, которая, в общем, действует и сейчас, в общественных местах по-прежнему полагается вывешивать парные портреты Ким Ир Сена и Ким Чен Ына. В частных же домах теперь полагается иметь не два, а три портрета. При этом в домах простых северокорейцев полагается иметь портрет Ким Ир Сена («солнечный образ»), парный ему портрет Ким Чен Ына, и официально утверждённую фотографию, на которой эти два северокорейских руководителя обсуждают друг с другом важные государственные дела. Если же в доме живёт чиновник среднего или высшего уровня, то в таком доме полагается вывешивать портреты Ким Ир Сена, Ким Чен Ына и Ким Чжон Сук. Уход за портретами и спасение их в случае пожаров, наводнений и прочих стихийных бедствий относится к числу важнейших обязанностей всех граждан КНДР.

Футболка «с иконой»?!

     Не исключено, что всё описанное выше может вызвать у многих улыбку. Однако хотелось бы, чтобы они проявили понимание северокорейской специфики: КНДР по многом является теократией, и   руководители страны воспринимаются там как своего рода сверхъестественные существа, а отношение к их портретам похоже на отношение верующих людей к иконам.

     Именно поэтому, однако, футболки с портретами Ким Чен Ына, которые появились на октябрьском концерте, и вызывают некоторое удивление. На протяжении более чем полувека никаких вольностей в изображении вождей не допускалось. Портреты и Ким Ир Сена, и Ким Чен Ына, и Ким Чжон Сук всегда выполнялись в стиле фотографического соцреализма стиле.

     На футболке Ким Чен Ына изображён в экспрессивной, чуть ли экспрессионистской графической манере. Вдобавок, дерзким является и само решение разместить изображение северокорейского руководителя на футболке. К портрету, изображённому на предмете одежды, тем более таком, как футболка, трудно относиться с таким же формальным почтением, с которым относятся к застеклённому и помещённому в рамку утверждённого образца портрету на стене.

По мотивам песни «Единственная фотография»

     Другое необычное изображение вождя, которое также выбивается из общего русла, это огромная фотографии Ким Чен Ына совместно с маршалом Пак Чжон Чхоном, которая была в зале, где проходила выставка вооружений КНДР «Самооборона-2021». Ким Чен Ын при этом сидит на стуле в белой военной форме, а маршал Пак стоит за ним в военном мундире.

     Необходимо подчеркнуть, что до сих пор среди доступных публике официальных фотографий-портретов Ким Чен Ына не было ни одной (в таком «парадном стиле»), где он был сфотографирован с кем-либо вдвоем. Обычно это либо фото только его самого, либо в окружении подчиненных, либо «классические фото на память» с десятками или сотнями рабочих, военных, школьников и пр.

     Как отмечают специалисты, данная фотография напоминает фото, которая ранее была у Ким Ир Сена с Ким Чхэком. Правда тут стоит оговориться, что та фото деда Ким Чен Ына с Ким Чхэком была сделана в 1950-е гг., когда культ личности Ким Ир Сена еще не начался в КНДР. Впрочем, об этой фотографии северные корейцы хорошо знают. Согласно официальной историографии КНДР, после смерти Ким Чхэка, которому Ким Ир Сена очень доверял, в сейфе покойного была найдена одна-единственная фото – именно эта. Она и стала основой для появления песни «Единственная фотография». У Ким Чен Ира также была одна-единственная совместная фото с О Чжин У – и тоже было известно об особо доверительных отношениях Ким Чен Ира с О.

     Вполне может быть, что Ким Чен Ын решил последовать этим примерам. По крайней мере, до сих пор такой чести – быть сфотографированным вдвоем с вождем, чтобы потом фото была выставлена в КНДР на всеобщее обозрение в качестве официального портрета – не удостаивался. Вероятно, что Ким подчеркивает своё особое отношение к маршалу. Отметим, что у Пака в последние годы произошел стремительный взлет по карьерной лестнице: в звании он был повышен до маршала, а также назначен секретарем ЦК ТПК, постоянным членом Политбюро ЦК ТПК и членом Госсовета КНДР. В любом случае, эта фотография – ещё одно новшество в системе «официальных образов вождей», где ничего не происходит случайно.

Новые веяния?

     Не исключено, что в обозримом будущем нас ждут серьёзные перемены в политике портретов. В октябре 2021 года стало известно, что в Северной Корее на некоторых официальных партийных мероприятиях, на сцене (за спиной президиума) отсутствовали портреты Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, присутствие которых ранее считалось обязательным.

     Особое сомнение вызывает будущее портретов Ким Чжон Сук, которые по-прежнему присутствуют в домах северокорейских чиновников. В последние годы стало очевидно, что её почитание во многом сворачивается. В частности, имя матери Ким Чен Ира более не набирается специальным жирным шрифтом, которым в северокорейских изданиях полагается набирать имена уважаемых отцов-основателей страны, включая, разумеется, и ныне действующего её руководителя. Мероприятия, посвящённые дню рождения бабушки нынешнего руководителя, в последние годы тоже проводятся очень скромно.

     Другая необычная черта – это отсутствие в стране до недавнего времени официальных портретов самого Ким Чен Ына. В своё время портреты его отца появились (пусть и якобы «неофициально») на самой первой стадии его возвышения. Ким Чен Ына находится у кормила власти уже более 10 лет, но до сих пор так и не началась кампания по массовому вывешиванию его портретов.

     Всё это может означать, что Ким Чен Ын начинает пересмотр официальной идеологической и пропагандистской модели, намереваясь сместить её фокус и поставить в центре официальной картины мира не своих славных предков, а себя самого. Скорее всего, появление портретов Ким Чен Ына – это вопрос времени, и выступление музыкантов, а также фото с маршалом на выставке вооружений может быть сигналом того, что ждать нам остаётся не очень долго. Правда образы нынешнего вождя, судя по изображению на футболке, могут выглядеть очень необычно – по крайней мере с точки зрения классических правил, которые существовали в КНДР всё это время.

minilogo

 

  


О компании Asia Risk Research Center

Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.

Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.